Обычно российская власть в случае крупных пожаров в отдаленных районах страны придерживалась стратегии "пусть себе горит", отметила специалист по истории окружающей среды французского Центра изучения русского, кавказского и центрально-европейского мира Мари-Элен Мандрийон в интервью Le Temps. В Центральной России таких катастроф, как сейчас, не было с 1936 года. Для борьбы с подобными бедствиями в России существует МЧС - министерство, "которое принято считать единственной работающей структурой". "Средства этой организации представляются устаревшими, - сказала эксперт, - но персонал достаточно компетентен". "Больше всего не хватало превентивной политики по охране леса", - убеждена Мандрийон.
Советское государство "направляло на вырубку лесов узников ГУЛАГа, при этом не заботясь о рационализации и развитии адекватных технологий. Кроме того, оно осушило множество болот, но оказалось не в состоянии засадить их культурами. В результате на их месте возникли торфяники, которые регулярно загораются, однако россиян это не слишком волновало до недавнего времени, когда это явление приняло катастрофический размах", - отметила Мандрийон. В 1950 годы советское руководство начало принимать меры по охране леса, но только при Горбачеве появились соответствующие законы и было создано Министерство охраны окружающей среды, позволившее разделить функции охраны и использования леса, но это разделение просуществовало недолго.
"Придя к власти, президент Путин постепенно положил конец этой политике. В 2000 году он распустил Министерство охраны окружающей среды, а в 2005 - ликвидировал Федеральную службу лесного хозяйства, - утверждает эксперт. - В 2007 году был разработан новый Лесной кодекс, передающий охрану лесов в ведение регионов, но у регионов нет для этого технических и человеческих ресурсов. Желание защищать лес в административном аппарате исчезало сверху вниз. Лес требует слишком больших инвестиций и приносит слишком мало прибыли. Особенно в сравнении с углеводородами".
В заключение Мандрийон выразила сомнения в том, что катастрофа этого лета заставит российских политиков осознать важность экологических проблем, хотя президент Медведев уже больше года пытается улучшить свой имидж в вопросе охраны природы.