"Как будто России недостаточно трудно пробиваться через западные санкции" - так корреспондент The Financial Times Нил Бакли комментирует законопроект, согласно которому Россия сможет конфисковать американскую собственность, если США по требованию бывших акционеров ЮКОСа заморозят российские государственные активы. "Российское правительство даже занялось подготовкой правовых оснований", - отмечает журналист, напоминая, что речь о возможности таких конфискаций уже заходила - в июне, когда Бельгия и Франция (также в связи с делом ЮКОСа) арестовали некоторые российские активы.
Компенсацию на рекордную сумму в 50 млрд долларов Гаагский арбитраж присудил бывшим акционерам ЮКОСа в июле прошлого года. Как отмечает Бакли, "по неудачному стечению обстоятельств решение было вынесено в тот самый момент, когда ЕС и США стали переходить к более жестким санкциям против России в связи с Украиной". Россия оспаривает решение Гаагского суда "по формальным основаниям": дескать оно было основано на Договоре к Энергетической хартии, который она не подписывала. Автор статьи уточняет, что договор на самом деле был подписан, но не прошел процедуру ратификации, и Россия из него впоследствии вышла. Впрочем, "согласно вынесенному в 2009 году промежуточному судебному постановлению, в период, к которому относится дело ЮКОСа, Россия была связана его положениями".
"Если она и дальше будет отказываться возместить ущерб, акционеры в соответствии с так называемой Нью-Йоркской конвенцией, подписанной Москвой, имеют право обратиться в суды других стран с просьбой о взыскании компенсации путем ареста государственных (но не дипломатических) активов России", - пишет автор, отмечая, что "не столь прозрачна" ситуация с активами контролируемых государством предприятий, таких как "Роснефть": "Акционерам ЮКОСа предстоит убедить зарубежные суды в том, что подобные "Роснефти" компании действовали как "агенты" государства".
"Ответные меры России, похоже, подразумевают, что госактивами она может не ограничиться, - замечает Бакли. - В письме, направленном в Госдеп США, Россия предупредила, что любые действия против российской собственности послужат основанием для "адекватных и соразмерных ответных мер против США, их граждан и юридических лиц" в России". Таким образом, "есть опасность, что иностранным коммерческим предприятиям, не связанным с ЮКОСом, будет нанесен побочный ущерб".
С точки зрения адвоката Тима Осборна, представляющего интересы акционеров ЮКОСа, речь идет о "запугивании" и реакция России "демонстрирует абсолютное неуважение к законности и к тому факту, что мы всего лишь применяем договор, под которым Россия добровольно подписалась".
Как отмечает Бакли, в краткосрочной перспективе угроза ответных конфискаций вряд ли будет иметь существенное практическое значение, но ее можно считать "признаком дальнейшего отхода [России] от стандартов международного права и международных нормативов". "Это плохая новость для многочисленных иностранных инвесторов, которые по-прежнему упрямо цепляются за надежду, что Россия в ближайшем будущем как-нибудь снова придет в норму", - подытоживает автор.