В Польше еще помнят, чем чревато признание российских имперских претензий
За событиями на Украине в Польше наблюдают с неусыпным интересом. Средства массовой информации забросили почти все остальные темы, крупные газеты выпускают приложения, посвященные Украине, а польские политики всех мастей отправляются в Киев, ведут переговоры с обеими сторонами и выступают на демонстрациях.
Даже старая ссора между польским президентом Александром Квасьневским и его предшественником, символом "Солидарности" Лехом Валенсой ввиду положения в соседней стране кажется забытой - оба пытаются выступать в роли посредников. В Варшаве оранжевые галстуки и шарфы стали дефицитом, а перед украинским посольством каждый вечер собираются демонстранты, по преимуществу студенты, чтобы заявить о своей симпатии и поддержке. Самые популярные лозунги: "Киев и Варшава - общее дело" и "Украина без Путина".
При этом еще несколько месяцев назад украинцы занимали в польском рейтинге популярности одно из последних мест, их обходили чехи, словаки, литовцы и немцы. До сих пор Украина ассоциировалась с дешевыми нянями, домработницами и строителями. Хотя официальная Варшава повторяла как заклинание, что Европейскому союзу необходима новая восточная политика и Киев - это важный стратегический партнер, однако во всем остальном доминировал скепсис.
Политический диалог между Варшавой и Киевом топтался на месте, торговый оборот рос слишком медленно, ответов на трудные исторические вопросы не находилось, и дружба между Кучмой и Квасьневским, часто выставляемая напоказ, практически не давала никаких плодов. Уже говорилось о кризисе в отношениях между соседями.
Но вдруг пробудились воспоминания. Сейчас у многих, кто в сознательном возрасте пережил события в Польше 1980-1981 и 1988-1989 годов, на глаза наворачиваются слезы, когда они смотрят репортажи из Киева или Львова. С неподдельным восхищением они наблюдают за мужественными украинцами, которые протестуют против коррумпированной системы и выходят на улицы в защиту свободы - особой ценности для Польши.
То, что презираемые до сих пор украинцы взяли свою политическую судьбу в собственные руки, заставляет многих поляков вспомнить о старых идеалах и испытывать огромную симпатию к теперь уже не чуждым им соседям. При этом поляки, прежде всего старшее поколение, надеются еще и на то, что демократический прорыв на Днепре также приведет к качественному изменению в отношениях между соседними странами, обремененных тенью многовековых споров о Западной Украине. Как кажется, теперь единый европейский дух делает возможным взаимопонимание на новом уровне.
Кроме того, в Польше оживились воспоминания о собственной борьбе за национальное самоопределение. Бабушки и дедушки, прадеды и прабабки многих поляков, вышедших сегодня на демонстрацию в Варшаве, хотя и были поляками, но одновременно являлись подданными русского царя. До 1918 года Варшава, как и Киев, была столицей российской губернии. Краков входил в состав австрийской Галиции. Гданьск и Сопот - в состав германского рейха.
Несмотря на несколько национальных восстаний, прежде всего в русской части Польши, мечта о самостоятельности долго оставалась для поляков только мечтой. Репортажи в западноевропейских газетах об этих событиях были лапидарны: беспорядки на западе России.
Стоит ли удивляться тому, как в Польше воспринимают вмешательство Путина в президентскую кампанию на независимой с 1991 года Украине? Нельзя сказать, что люди не знают историю Киевской Руси и не осведомлены о значении - в частности, геополитическом и энергетическом - Украины для Москвы. Но они слишком хорошо знают, как быстро приходит в ярость русский медведь, когда начинают ходить старые разговоры, что он взят в кольцо Западом. Если вассалы желают истинной независимости, под угрозой оказывается имперское честолюбие.
Сегодня нужно спросить себя, что для нас, поляков, немцев и остальных европейцев имеет наивысшую ценность: признание за нашими европейскими соседями на Украине права на самоопределение, демократию и человеческое достоинство или "затишье на Востоке" и согласие с тем, что в Европе есть равные и более равные? Раздаются голоса, вопрошающие, не стоит ли положить Украину на алтарь европейско-российского стратегического партнерства. Негасимый огонь на этом алтаре поддерживается благодаря российскому газу, и часовня, в которой он установлен, отапливается российской нефтью. Пожертвовать также предлагается торговлей, мечтами о многополярном мире и так называемой борьбой против международного терроризма.
Если Европа будет настаивать на подобных жертвах, она окажется в глубоком кризисе самоидентификации. Можно ли говорить о ЕС как об обществе единых ценностей, если никто не хочет взять на себя ответственность за эти ценности, склоняясь перед дипломатией, делящий мир на зоны влияния? Не нужно ли сначала подумать об Украине, стране в центре Европы, имеющей христианские корни, и только потом - о Турции?
Яромир Соколовский, с 1998 по 2003 год сотрудник посольства Польши в Германии