Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 декабря 2006 г.

Макс Бут | Los Angeles Times

Хватит пасовать перед Путиным

Что может сделать Запад, чтобы помешать авторитарному российскому президенту добиться слишком большого влияния в мире

Есть множество способов представить смерть человека как несчастный случай, самоубийство или результат уличной преступности. Однако скрывать что-либо не входило в намерения того, кто убил бывшего агента КГБ Александра Литвиненко в Лондоне. Использовав столь экзотическое оружие убийства - радиоактивный изотоп, известный под названием полоний-210, - его убийцы дали сигнал: не вставайте на пути сил, которые правят в России.

Имена его убийц, скорее всего, останутся неизвестными, однако, вероятнее всего, Литвиненко отравили из-за его кампании против российского президента Владимира Путина и ФСБ, наследницы КГБ. Он - лишь последний из тех, кто заплатил своей жизнью за оскорбление правящей клики России. Список известных людей, убитых за последние несколько лет, включает воинствующих журналистов, таких как Анна Политковская (смерть которой расследовал Литвиненко), политиков, руководителей бизнеса и правительственных чиновников. Другие, такие как украинский президент Виктор Ющенко, едва пережили попытки покушения, были высланы или же их заставили замолчать угрозами насилия или правовыми преследованиями.

Излюбленным инструментом запугивания было предполагаемое уклонение от уплаты налогов. Умело обращаясь с подобными сомнительными обвинениями, Кремль смог отправить самого богатого в России человека Михаила Ходорковского в сибирской тюремный лагерь и экспроприировать его нефтяной гигант ЮКОС. В каком бы состоянии ни находились его налоговые ведомости, истинным грехом Ходорковского было финансирование оппозиции Путину.

Придя 6 лет назад к власти в зарождающейся демократии, Путин занялся восстановлением авторитарного контроля. Губернаторы больше не избираются, а назначаются Кремлем. В законы были внесены изменения с тем, чтобы осложнить участие оппозиционных партий в выборах. Государственные компании поглотили независимые СМИ и крупные корпорации.

Под стать внутренним преследованиям в России и грубое поведение за границей. Россия использовала экономические рычаги давления в попытке задушить демократические революции на Украине и в Грузии с целью удержания соседних стран под своим каблуком. В Чечне Москва ввела жестокий марионеточный режим. Россия экспортирует оружие в Китай, Венесуэлу, Сирию и другие страны, конфликтующие с Соединенными Штатами. Самую большую тревогу вселяет продажа Россией Ирану атомного реактора и ракет "земля-воздух" для его защиты, и это на фоне того, что Москва блокирует серьезные санкции ООН против Тегерана.

Россия еще не является открытым врагом Соединенных Штатов, но она определенно и не друг. Чтобы оправдать консолидацию власти, Путин играет на российской ностальгии по прошлому величию и на вечной обиде на Запад. Способность Вашингтона расстраивать его планы ограничена, потому что Кремль утопает в нефтедолларах. Однако мы все же можем предпринять шаги, которые заставят царя Владимира I заплатить за его растущую жестокость.

Для начала США и их союзники могут более активно инкорпорировать такие государства, как Украина и Грузия, в западную сферу путем двусторонних альянсов и торговых сделок, а также путем расширения НАТО и членства в ЕС. Мы можем увеличить финансирование организаций гражданского общества в России. Кремль преследует западные неправительственные организации, потому что боится "народной" революции. Лучшей реакцией со стороны Запада было бы вкладывать больше денег в такие организации, а также в независимые СМИ.

Западные правительства также могут просигнализировать западным компаниям и финансовым рынкам, что инвестировать в Россию - не такая уж хорошая идея. Нефтяная и газовая промышленность России, крупный экспортер, остается зависимой от иностранных опыта и капитала; снижение таких инвестиций дорого обойдется Москве. В плане финансов Россия зависит от Запада и в другом отношении: друзья Путина (и, вероятно, сам Путин), как предполагается, хранят свои нечестно нажитые барыши в таких безопасных местах, как Швейцария. Если бы министерство финансов США и иностранные финансовые институты начали бы расследования и стали бы бросаться фразами вроде "отмывание денег" и "заморозка активов", кремлевские инсайдеры почувствовали бы жар.

Это то, что можно делать закулисно. В то же время должно нарастать общественное давление с тем, чтобы Путину отказали в международной легитимности, которой он столь откровенно жаждет. Президент Буш может прекратить проводить встречи с ним и перестать включать его в состав участников встреч на высшем уровне, таких как "большая семерка".

Прежде всего, требуется изменение мышления в Вашингтоне. Мы должны перестать думать о том, как подлизаться к Путину, и начать думать о том, как расстроить его нелиберальные имперские замыслы.

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru