Попытки Скотланд-Ярда разгадать загадку таинственного отравления бывшего российского шпиона привели к росту политического напряжения между Россией и Западом, когда Москва начала препятствовать международному расследованию.
Александр Литвиненко, критик Кремля, умер 23 ноября в Лондоне, получив смертельную дозу радиоактивного вещества полоний-210. В связи с этим начато масштабное расследование. Министр внутренних дел Великобритании Джон Рид сказал, что следственные действия пойдут так далеко, как это понадобится для раскрытия преступления.
Однако на следующий день после того, как следственная группа Лондонской городской полиции, или иначе Скотланд-Ярда, прибыла в Москву, чтобы продолжить расследование там, генеральный прокурор России Юрий Чайка четко сформулировал границы ее полномочий.
Он сказал, что только российские следователи смогут проводить допросы подозреваемых, а британские полицейские - лишь присутствовать на допросах. Он сказал, что ни одного россиянина нельзя будет доставить в Великобританию для допроса, поскольку у двух стран не существует договора об экстрадиции. Он исключил возможность допросов представителей руководства ФСБ, российской спецслужбы. "Зачем руководство ФСБ допрашивать? Так мы дойдем до того, что нужно будет допрашивать всех в Российской Федерации", - сказал Чайка.
Как утверждал Литвиненко и говорят его сторонники, его отравили за критику в адрес Кремля. Кремль отрицает свою причастность к отравлению.
Британская полиция не назвала имен подозреваемых. Человек, осведомленный о ходе расследования, говорит, что Скотланд-Ярд не сможет напрямую выдвинуть обвинения против кого-то в России. Вместо этого полиция, вероятно, сосредоточится на сборе более нейтральной информации: деталей, связанных с международными перемещениями, чтобы восстановить картину передвижений Литвиненко до того, как он почувствовал недомогание 1 ноября. Представитель Скотланд-Ярда отказался комментировать ситуацию.
Еще один бывший российский шпион, с которым британские власти хотели побеседовать, был помещен в московскую больницу для обследования на радиационное заражение. Бывший шпион Андрей Луговой был одним из двух россиян, с которыми Литвиненко встречался 1 ноября в баре лондонского отеля. Луговой вчера в интервью сказал, что он сообщил Скотланд-Ярду о готовности сотрудничать. Однако, по словам Чайки, Луговой не может встречаться со следователями без разрешения врачей.
Кремль заявил, что намерен сотрудничать с Великобританией. Министерство иностранных дел и по делам Содружества Великобритании заявило, что министр иностранных дел Маргарет Беккет встретилась со своим российским коллегой в пятницу и российские власти пообещали оказывать содействие.
Однако реакция России на смерть Литвиненко вызывает беспокойство. "На мой взгляд, российская сторона должна вносить свой вклад в расследование", - сказала канцлер Германии Ангела Меркель. Французский президент Жак Ширак, встречавшийся в Германии с Меркель, выразил мнение, что Россия должна обеспечить "полностью прозрачное содействие следствию".
Отношения России с Западом крайне охладились за последние несколько лет, когда Кремль занял более агрессивную позицию за рубежом, а со стороны Запада стала острее критика внутренней политики Кремля. Одним из ярких признаков трений является то, что Москва вызывает раздражение Вашингтона, упорно мешая его усилиям по вводу санкций в отношении Ирана, направленных на подавление ядерной программы Тегерана.
Попытки России конвертировать свои обширные запасы нефти и газа в политический капитал вызвали напряжение и побудили европейские правительства начать поиски альтернативных источников энергии. Попытки Кремля оказать давление на правительства соседних государств, которые он рассматривает как недружественные, и оказать поддержку тем, кого он считает своими союзниками, вызвали резкую отрицательную реакцию со стороны Европы и США.
Министр иностранных дел Италии Массимо Д'Алема сообщил вчера после встречи с президентом России Владимиром Путиным о прозвучавших заверениях, что Россия "открыта для сотрудничества" с британскими властями и римской прокуратурой, которая также расследует деятельность Марио Скарамеллы. Марио Скарамелла, итальянский консультант по безопасности, в организме которого были обнаружены признаки заражения полонием-210, обедал с Литвиненко в день начала заболевания. Д'Алема сказал, что Путин предостерег от "политизации" дела Литвиненко.
Между тем в Лондоне живут самые ярые критики Путина, и Россия демонстрирует растущее недовольство в связи с тем, что Британия не хочет возвращать некоторых из них в Россию. В частности, это касается российского бизнесмена Бориса Березовского, которого российское правительство обвиняет в финансовых преступлениях.
Российское управляемое государством телевидение вчера вечером начало основной вечерний выпуск новостей с заявления, что Россия собрала достаточно доказательств, изобличающих проживающих в Британии Березовского и Закаева (последнего обвиняют в терроризме), чтобы возбудить против них судебное преследование, однако Британия отказывает в экстрадиции. В репортаже не уточнялось, в каких преступлениях их обвиняют.