Профессор русского языка и литературы Жорж Нива комментирует последние парламентские выборы в России. По его мнению, президент одержал реальную, но не оглушительную победу
Владимир Путин отвечает чаяниям россиян, стремящихся к стабильности, отсюда его, вполне реальная, популярность, и ему не нужно, чтобы ее фабриковала ФСБ! Но его окружают "силовые" элементы в крупных министерствах, взявшие под свой контроль главные отрасли экономики, и этой корпоративной элите, ведущей междоусобные войны, нужен не просто популярный лидер, ей нужно государство, подчинившее себе всю Россию. Президент часто говорил о "диктатуре закона", но ему не удалось ее установить. Изменился ли президент? Его словесные перегибы на митинге в Лужниках, где он говорил о том, что внепарламентская оппозиция "шакалит у иностранных посольств", показались поразительными и неприемлемыми для президента всех граждан России. Итак, Сталин? Разумеется, нет: Сталин кроил общество по своему усмотрению, а нынешнее российское общество не позволяет собой манипулировать. У Сталина была партия-гегемон, а у нынешнего президента такой партии нет, и в этом проблема: партии не создаются по указу сверху.
Нынешняя коммунистическая партия, получившая 22% на местных и 11% на парламентских выборах, - единственная реальная оппозиция в Думе.
Говоря о демократической оппозиции - даже если предположить, что результаты на местах "были пересмотрены в сторону уменьшения", - необходимо констатировать ее трагическую неспособность к единению: Явлинский? Это "я или ничего"! Союз правых сил? Это один настоящий - но непопулярный - политик Борис Немцов и мужественная писательница Чудакова. Еще есть шахматист Каспаров, наивно в стороне разыгрывающий собственную партию. Не считая бывшего путинского премьер-министра Касьянова, исполняющего четвертую, выбивающуюся из строя партию, как в басне Крылова.
Президент не хочет менять конституцию. Он мог бы в один миг это сделать вполне легально. Чего же он хочет, ведь остается всего несколько месяцев до президентских выборов?
Его осаждают льстецы: кинорежиссер Михалков, скульптор Церетели попросили его согласиться на третий срок ради российской интеллигенции (тысячи протестов посыпались со всех сторон!). Гражданский собор - новая версия Земского собора 1612 года - собирается весной провозгласить его отцом нации. Россия ждет.
Несомненно, экономическая ситуация в России улучшилась, и это улучшение представляется российским гражданам важнее, чем здоровая потребность в оппозиции. Напротив, сегодняшняя инфляция вызывает всеобщее возмущение, и все о ней говорят.
И хотя все крупные СМИ выстроились в одну шеренгу, не следует забывать ни о некоторых печатных изданиях ("Новая газета"), ни об удивительной радиостанции ("Эхо Москвы"), вещающей на всю страну и через интернет, ни о телеканале "Культура", каждое утро ретранслирующем Euronews. А еще о том, что в интернете можно найти абсолютно все запрещенные главными редакторами тексты, все ноты протеста, все изобличения произвола силовых органов: например, текст (который отказался опубликовать журнал "Большой город") журналиста Филиппа Дзядко, который был на несколько часов задержан на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге вместе с шестью узбеками и случайно оказавшимся поблизости пенсионером.
Если это не 1612 год, когда на престол взошел Михаил Романов, и не 1937-й, когда произошла "фараонизация" Сталина, и не латание дыр, возникших при перестройке в 1989 году, тогда что? Непрозрачный корпоративизм в поисках удобной формы правления? Лидер, оказавшийся в плену у некоего подобия государственной гидры, присвоившей себе во время его второго срока значительную часть экономической власти с помощью скрытых угроз в его адрес? Ученик чародея Путин, ищущий выход, не понимая, где его искать?
В любом случае, его победа 2 декабря далека от полной. Президент получил меньше голосов, чем на последних президентских выборах: 64% нельзя назвать полной победой, особенно если учесть, что в выборах приняли участие чуть больше 50% избирателей.
В демократическом государстве это было бы потрясающей победой, но можно ли считать это победой в авторитарной демократии, где народ подвергся беспрецедентной волне пропаганды? На стенах - гигантские полотнища, твердящие гражданам: "ТЫ - в плане Путина!" 30% избирателей откликнулись на этот призыв, а это далеко не вся Россия.
Хрупкое равновесие управляемой демократии Путина нарушено, и никому не известно, куда же на самом деле движется страна. Состояние российского общества подсказывает нам двоякий ответ. Но мне кажется, что это общество, как оно есть - богатое, предприимчивое, разнообразное, всегда обладавшее большей свободой в сфере культуры - противится неправильно избранному курсу.