Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 декабря 2007 г.

Михаэль Штюрмер | Die Welt

Загадочная Россия

Загадка перед выборами, загадка после выборов

Лорд Джордж Уэйденфельд совместно с центром Carnegie Endowment пригласил на уикенд экспертов по России, чтобы понять, откуда перед выборами дует ветер, и наметить стратегию Запада.

Как и ожидалось, вопросов было больше, чем ответов. Начнем с вопросов. Сначала Путин заставил весь мир поверить в то, что Кремль ему надоел и он больше не хочет играть там первую скрипку. Затем выборы в парламент были превращены в референдум о доверии "лидеру".

Но пока Путин заявлял - причем повторив это в вечер выборов - что не собирается идти против конституции и оставаться на новый срок, его сторонники без устали превозносили "план Путина". Что это такое? Полушутя кремлевские представители говорят, что нужно перечитать все президентские речи за пять лет. Но если подходить более серьезно, неопределенность внушает надежду на продолжение курса, на то, что дальше будет только лучше. Ведь в этом плане каждый может увидеть то, что захочет.

Нет ответа и на вопрос, что же делалось за кремлевскими стенами, чтобы заставить Путина остаться - и под каким соусом. Большинство экспертов предполагают внутренние конфликты спецслужб, которые ожесточенно дерутся за власть.

Из этого вытекает вопрос вопросов: что будет делать Путин после 6 мая? В то, что Россия способна вынести двух царей, слабого в Кремле и сильного вне его стен, не верит никто. Однако поделенная власть - это то, чего россияне боятся больше, чем власти, собранной в кулак - только не новое Смутное время.

Травма, нанесенная прошлым, велика: целое столетие революций, мировых войн и войны гражданской, других катастроф - последняя в 1997/98 году, когда цена на нефть упала до 10 долларов, обратив в прах валюту и экономику. Счастье Путина и счастье россиян, что с тех пор цена на нефть выросла - как и связанная с нею цена на газ. Чрезмерно обогатились олигархи, но кое-что перепало и бедным: пенсии, регулярная выплата зарплат, рабочие места. Этим - и в первую, и в последнюю очередь - объясняется согласие в обществе. Но почему Путин, рейтинг которого по опросам, заслуживающим доверия, превышает 60%, позволяет оказывать такое давление на выборы и избирателей, возродив прежнюю ненависть к чужеземцам и сея представление о мире, полном врагов? С одной стороны, по привычке, но еще сильнее - из страха перед притаившимися кризисами и угрозой катастроф. Избиратели едины с избираемым: стабильность, стабильность и еще раз стабильность.

Возвращение к монархии или к советской империи? Не в большей степени, чем к 90-м годам. Вместо этого - путь к несколько авторитарной демократии. Сегодня этот бесцветный человек с острым умом и холодным взглядом является центром вращения и центром притяжения российской политики. Нападки на Запад будут только обостряться. Но не нужно бояться, ведь Запад России нужен не меньше, чем Россия Западу.

Однако нельзя позволить себе лебезить перед Москвой. Иначе вместо одного Запада вскоре появится три или четыре - и, тем самым, ни одного.

Источник: Die Welt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru