Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 декабря 2010 г.

Джереми Пейдж | The Wall Street Journal

Китай клонирует и продает российские истребители

"На протяжении десятков лет Китай импортировал и подвергал инженерному анализу российское вооружение, и вот настал поворотный момент: теперь он может производить многие виды передового вооружения самостоятельно", в том числе и на экспорт. Это "подрывает позиции России среди развивающихся стран и в принципе может изменить военный баланс сил в некоторых горячих точках", - пишет The Wall Street Journal.

Этот "эпохальный сдвиг" явственно отразился на ноябрьской выставке Airshow China в Чжухае. Раньше здесь блистала пилотажная группа "Русские витязи", и Россия подписывала многомиллиардные контракты. На этот раз в российской экспозиции не было ни одного настоящего самолета, одни пластмассовые модели, зато в избытке были представлены военные технологии Китая ("почти сплошь на основе российских ноу-хау"), а звездами выставки стали участники пакистанской пилотажной группы "Sherdils", выступавшие на истребителях российского происхождения, которые теперь выпускаются в Китае и Пакистане.

Наиболее наглядным примером технологической политики Китая газета считает историю с истребителем "J-11B", который, по словам российских чиновников, является "копией" российского "Су-27". В начале 1990-х "Кремль отчаянно нуждался в твердой валюте". Распад Советского Союза позволил преодолеть существовавшие с 1956 года между Москвой и Пекином идеологические разногласия, и в 1992 году Китай стал первым покупателем "Су-27" за пределами бывшего СССР, а в 1996 году эта страна приобрела лицензию на сборку еще более крупной партии истребителей. По условиям соглашения, сборка самолетов должна была происходить на территории Китая, но с использованием российской авионики, радаров и двигателей, причем налагался запрет на их экспорт. В 2004 году Китай разорвал контракт, а уже в 2007 году представил "собственную модификацию" истребителя под названием "J-11B". Местные специалисты утверждали, что при "почти идентичном внешнем виде" эта машина на 90% состоит из оригинальных технологий, только двигатель на ней установлен российский. Так было до недавнего времени, когда китайским стал и двигатель.

С утечкой западных технологий в Китай сталкиваются и зарубежные компании из других стран. Помимо коммерческого, есть у этой проблемы и другое измерение: создание Китаем собственных образцов некоторых видов вооружений, таких как авиация палубного базирования и авианосцы, "создают угрозу Тайваню" и ставят под вопрос верховенство США в Западно-Тихоокеанском регионе. Экспорт такой продукции может изменить расстановку сил в Пакистане, Бангладеш, Венесуэле, Нигерии, Марокко, Турции, Судане и на Шри-Ланке. Однако особенную обеспокоенность США вызывает другой потенциальный покупатель китайского оружия - Иран.

Активное освоение Китаем российских технологий требует внесения коррективов в американские оружейные программы, а также заставляет задуматься о целесообразности "сотрудничества США с гражданскими ипостасями китайских производителей оружия" - например, с китайским аэрокосмическим агентством, которое сотрудничает с General Electric в производстве нового пассажирского авиалайнера, но одновременно занимается и разработкой истребителей.

"В прошлом мы недостаточно внимательно следили за своей интеллектуальной собственностью. Теперь дошло до того, что Китай конкурирует с нами на международном рынке", - пожаловался The Wall Street Journal некий чиновник российского оборонного ведомства. В прошлом году Кремль "пришел в ярость, узнав, что Азербайджан, бывшая союзная республика, начал переговоры о покупке [китайских] "JF-17"; в этом году Россия и Китай конкурируют в египетском тендере. "Когда продавали лицензию, всем было понятно, что они это сделают. Этот был осознанный риск. На тот момент это был вопрос выживания", - прокомментировал контракт 1996 года эксперт по китайской армии Василий Кашин.

Прецедент с "J-11B" "ставит Россию перед сложным выбором": и впредь подвергаться риску "клонирования" своих технологий, продавая оружие в Китай, или в одночасье лишиться прибыльного рынка сбыта. "Мы надеемся, что наши самолеты окажутся лучше. Одно дело изготовить качественную копию ложки, и совсем другое - самолета", - сказал Сергей Сергеев, заместитель генерального директора концерна "Сухой". Официальные лица в частных беседах выражают обеспокоенность сложившейся ситуацией и даже обдумывают некие действия в юридическом поле.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru