Российская нефтяная промышленность на распутье, пишет International Herald Tribune в статье из цикла "Специальный доклад", посвященного разным аспектам мировой энергетики. "Последние 20 лет Россия эксплуатировала преимущественно нефтяные месторождения, унаследованные от СССР. Теперь наследство иссякает, и впереди - масса сложностей", - отмечает автор статьи Тейн Густафсон, один из старших директоров IHS Cambridge Energy Research Associates.
Правда, в мире появились новые технологии, позволяющие осваивать ранее недоступные месторождения. Но российская промышленность пока не решилась выйти на месторождения шельфа в Арктике или добывать нефть из нефтеносных песков или сланцевых пластов. Отчего? Попросту не было необходимости, поясняет автор.
Теперь же необходимость осваивать более сложные месторождения в труднодоступных местах появляется. "Судя по нескольким крупным сделкам, Россия стронулась с места, но сдвиги только начинаются", - считает автор.
На этом фоне весьма важно укрепление "Роснефти", которая с приобретением ТНК-BP займет первое место в мире по добыче нефти в категории открытых акционерных компаний. Своим взлетом "Роснефть" во многом обязана курсу Путина на контроль стратегических ресурсов.
Главное для главы "Роснефти" Сечина - шельф Арктики, полагает автор. В понимании Сечина и российского руководства идеальный инструмент для освоения шельфа - крупная госкорпорация вроде "Роснефти".
Но сейчас в мире появился неожиданный путь развития - новые технологии позволяют добывать нефть из малопроницаемых пластов. Благодаря этому новому методу США внезапно вырвались на первое место в мире по росту нефтедобычи.
Российские нефтяники и политики осознали перспективность этого подхода. Некоторые эксперты даже заявляют, что малопроницаемые пласты, а не арктический шельф должны стать приоритетом.
Но добывать такую нефть все равно непросто: "каждое месторождение требует своего индивидуального подхода, искусного комбинирования технологий, длительных проб и ошибок, жесткого контроля издержек". В США эту нефтяную революцию совершили преимущественно небольшие и средние компании, а не крупные. Между тем в России на независимые компании приходится лишь 5% добычи нефти, а новые методы часто спотыкаются о правительственные нормы.
Итак, дилемма России не сводится к переходу в новые регионы и на новые технологии. Верно, что для освоения арктического шельфа нужна крупная компания. Но автор советует российской стороне одновременно поощрять максимально разнообразные инновационные компании и подходы. Диверсифицированный подход - ключ к светлому будущему российской нефтяной индустрии, заключает он.