Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 февраля 2002 г.

Томас Авенариус | Süddeutsche Zeitung

"Ось зла" препятствует тесным контактам между Россией и США

Угрозы США в адрес Ирака отрицательно сказываются на значительно улучшившихся в последнее время отношениях между Вашингтоном и Москвой

Российский министр обороны Сергей Иванов не согласен с выражением "ось зла". В то время как президент США Джордж Буш в запале антитеррористической борьбы хочет обозначить такую ось, проведя ее через Иран, Ирак и Северную Кореею, Иванов, по сведениям "Интерфакса", не видит для этого никакого повода: "Я не имею никаких данных о том, что правительства Северной Кореи, Ирана или Ирака поддерживают терроризм".

После того, как стало очевидно, что США собираются нанести военный удар по Ираку, Кремль ясно дал понять, что он не хочет участвовать в войне против этой арабской страны. И это еще не все: российское правительство в течение долгих лет плечом к плечу с диктатором Саддамом Хусейном старается добиться отмены санкций, наложенных на Ирак Организацией Объединенных Наций. Министр иностранных дел России Игорь Иванов выразился еще более четко, чем его однофамилец из министерства обороны: режим международных санкций против Ирака вреден, сказал он во время недавнего визита в Москву иракского вице-премьера Тарика Азиза. С санкциями должно быть покончено. Одновременно он сообщил о том, что Россия возражает против нанесения военных ударов, направленных "против государств, произвольно выбранных в качестве целей, включая Ирак".

Эта политика Москвы омрачает американо-российские отношения. Отношения, ставшие необычайно теплыми после 11 сентября, теперь снова остывают. В России все громче слышны голоса, которые спрашивают, в чем же польза лояльного отношения России к войне американцев против "Талибана". Вместо того, чтобы поблагодарить Москву за ее политическую поддержку, американцы со своими войсками обосновались в Средней Азии, на задворках России.

Однако проиракская позиция Москвы тоже имеет основания, которые никак не связаны с новым состоянием российско-американских отношений. Багдад, вопреки санкциям ООН, имеет с Москвой оживленные экономические связи. Россия является вторым по значению торговым партнером Багдада, двусторонние импортно-экспортные операции оцениваются в 1,2 млрд. долларов США. Кроме того, Саддам Хусейн с давних пор должен России 8 млрд. долларов за поставку вооружения, которое шло в страну частично еще из СССР. Шансы Москвы получить деньги обратно в случае начала новой войны в Ираке и запланированного США свержения режима Саддама упадут до нуля.

Прежде всего, однако, выгоду от сотрудничества с Ираком намерены получить российские нефтяные концерны. Например "ЛУКойл", имеет договор о развитии нефтяного месторождения Западная Курна. Запасы этого месторождения, как сказал вице-президент "ЛУКойла" Леонид Федун газете "New York Times", оцениваются в 667 млн. тонн сырой нефти. Контракт на разработку месторождения, рассчитанный на срок более 23 лет, стоит 20 млрд. долларов. Из-за режима санкций, длящегося уже 12 лет, "ЛУКойл" не может добывать там нефть: сделки с нефтью имеют ограниченный объем и осуществляются под международным контролем в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие". Кремль тоже заинтересован в этой нефти: Багдад хочет погасить часть своих долгов передачей прав на разработку нефтяных месторождений.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru