Представленное как "успех" российских спецслужб (ФСБ), разоблачение сети британских агентов, обменивавшихся какой-то информацией со своими российскими контактами с помощью "камня-передатчика", продолжает будоражить умы в России. После показа государственным телеканалом "Россия" фильма об этом деле (поставленного и снятого ФСБ) вся страна оказалась погруженной в атмосферу, достойную эпохи холодной войны, в которой "агенты" иностранных разведок и "предатели" сообща пытались дестабилизировать страну, но доблестные "органы" (так раньше именовалась тайная полиция) всегда их побеждали.
Суть же шпионского скандала так же неясна, как и кадры, показанные по телевидению ФСБ через журналиста Аркадия Мамонтова, известного свей близостью к спецслужбам. Какой характер носила собиравшаяся информация? Почему четыре названных человека - а это британские дипломаты, работающие в Москве, - не были высланы из страны? Как могло произойти, что посольство Великобритании не получило никакой официальной ноты в связи с этим инцидентом? Утверждается, что два "секретных агента Ее Величества" арестованы. "Конечно, они не молчат, они рассказывают о том, как они работали, каким образом, с кем они работали", - заявил бывший директор ФСБ Николай Ковалев 29 января в интервью телекомпании НТВ. Эти слова озадачили британский МИД, который не был поставлен в известность об арестах. Ложь? Провокация? Дезинформация?
Для Москвы ответ на эти вопросы не так уж важен. Уже много дней внимание публики приковано к будоражащей воображение детали - к камню-передатчику, который, судя по всему, служил для агентов почтовым ящиком. Показанный по всем телевизионным каналам, "волшебный камень", как его здесь называют, играет центральную роль во всей этой истории.
Нужно сказать, что камень, начиненный электроникой, о многом говорит россиянам, еще не расставшимся с представлениям эпохи холодной войны. Российская журналистка Ольга Романова, детство которой прошло в армейских гарнизонах (ее отец был военным), рассказала, что камень-передатчик ей знаком: в советскую эпоху он фигурировал на всех пропагандистских плакатах, предупреждавших о коварстве "иностранных агентов".
Найденный где-то в парке в окрестностях Москвы, камень продолжает открывать свои секреты. "Это уровень космических разработок. Этот камень, его можно бросить... Ну, практически с девятого этажа. Он может находиться в воде долгий период времени", - пояснил начальник Центра общественных связей ФСБ Сергей Игнатченко, демонстрируя это "технологическое чудо" тележурналистам. Затем совершенно серьезным тоном офицер рассказал, как специальным группам ФСБ, "разбившим Москву на сектора", удалось обнаружить другие камни того же типа.
Эта сага позволяет сделать вывод, который ФСБ и власти предержащие выдают за установленный факт: 12 российских неправительственных организаций - в том числе Московская Хельсинкская группа - действуют рука об руку с иностранными агентами, которые снабжают их деньгами. Доказательство? А разве в круг обязанностей Марка Доу - одного из британских "шпионов" (он работает вторым секретарем британского посольства в Москве) - не входило курирование деятельности НПО? Показанный по телевидению документ, якобы подписанный его рукой, подтверждает факт выделения суммы в 300 тысяч фунтов стерлингов (более 440 тыс. евро) 12 организациям, перечисленным в списке ФСБ.
И неважно, что эти субсидии, как напомнил посол Великобритании в России Энтони Брентон, выделялись официально зарегистрированными учреждениями, действовавшими в условиях полной прозрачности. В высших эшелонах власти считают, что истина заключается совсем в другом, а именно: эти НПО получают деньги от иностранных спецслужб, в данном случае от MI-6. Впрочем, об этом сказал сам Владимир Путин: "В этом случае мы имеем право сказать, что деньги пахнут".
Старые методы КГБ
Таким образом, нескольких грубых подтасовок (фильм, снятый ФСБ, и ею же сфабрикованный камень) будет достаточно, чтобы состряпать фантастическую версию, которую верховная власть выдает за неоспоримую истину: НПО - это шпионские гнезда. Этот аргумент призван заткнуть рты тем, кто критикует новый российский закон об НПО, считая, что он ущемляет свободы. "Многие сегодня понимают, почему был принят закон об НПО", - не преминул подчеркнуть Путин.
Этот эпизод очень характерен для атмосферы, царящей в Кремле, где, несмотря на окончание холодной войны, теория заговоров остается в ходу. Для российской элиты "в погонах" - представителей "органов", коих в государственном аппарате немало, - речь идет прежде всего о том, чтобы воспрепятствовать приходу в Россию "оранжевой революции", подобной украинской революции 2005 года, в преддверии парламентских выборов 2007 года и президентских выборов 2008 года. "Этот закон нужен только для того, чтобы обезопасить нашу политическую систему от вмешательства извне, для того, чтобы обезопасить наше общество и граждан от распространения какой-то террористической идеологии, человеконенавистнической идеологии, которая может функционировать под той или иной вывеской", - пояснил Путин перед вынесением закона на голосование.
"Оранжевая паранойя Кремля" (выражение депутата Владимира Рыжкова) заставляет представителей власти без всякого стеснения прибегать к старым методам КГБ - дезинформации, пропаганде, монтажу и манипулированию информацией. Этот прием не нов. В свое время еще ЧК - прародительница ФСБ - иногда работала с журналистами, заставляла их "переписывать" свои материалы. Так, например, в 1919 году журналист и писатель Исаак Бабель получил задание переписать один из своих рассказов в духе, желательном для спецслужб. В один из январских вечеров 1919 года банда злоумышленников, остановившая "роллс-ройс" Ленина, но не имевшая представления о том, кто был у них в руках, оставила его без документов на обочине дороги. По соображениям политической целесообразности это нападение, чисто уголовное по своим мотивам, нужно было представить как первый акт политического заговора против действующей власти. Вот и пришлось автору "Одесских рассказов" подретушировать первоначальную версию событий.