Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 февраля 2012 г.

Юлия Йоффе | Foreign Policy

Ставки в игре повышаются

На субботней акции протеста в Москве было кое-что неожиданное, полагает обозреватель Foreign Policy Юлия Йоффе.

Во-первых, холод не удержал людей дома, - вышло даже больше народу, чем в прошлый раз. Во-вторых, толпа стала намного более пестрой по составу: на Болотной Йоффе увидела пенсионеров, офисных работников, группу любителей военной истории и даже ветеранов ВДВ.

Новое явление - признаки "настоящей политической организационной работы", говорится в статье. Шел сбор подписей под петициями об оспаривании результатов выборов в суде. Набирали наблюдателей на выборы. Йоффе познакомилась с двумя людьми, которые решили баллотироваться на выборах в местные органы власти в Москве. "Нужно, чтобы в правительство пришли нормальные люди, чтобы госорганы работали не на себя, а на жителей района", - сказал кандидат Константин Колисниченко. Слова Колисниченко похожи на нормальный политический дискурс, в отличие от криков "Путин - вор", подчеркивает журналистка.

"Тем временем на другом конце города собирались пропутинские силы. Точнее, их свозили на автобусах, многим платили. Их было много, хотя и меньше, чем выходит по оценкам МВД (138 тыс.)", - пишет автор. На Болотной люди улыбались и смеялись, на пропутинском митинге людям было нечему радоваться: им рассказали, что страна на грани распада, революция не за горами.

"Этот апокалиптический образный ряд выглядит странно, поскольку акции оппозиции имеют миролюбивый характер. Однако он отражает то, как воспринимаются протесты в коридорах власти, - со страхом и недоумением", - пишет Йоффе. "Вообразите, что ваш кот подошел к вам и заговорил", - так в разговоре с Йоффе описал реакцию Кремля единоросс Юрий Котлер, в прошлом советник Грызлова.

"Если оставить в стороне симптоматичное сравнение граждан с бессловесными животными, которые являются собственностью хозяев, это замечание содержит еще один важный момент: 100 тыс. человек выходят протестовать в мороз, это уже третья за два месяца массовая акция протеста в сердце столицы, а Кремль явно все еще пытается с этим свыкнуться или надеется, что все рассосется", - говорится в статье. Котлер в интервью объяснил так: "Это чиновничество, оно работает для себя. Они далеко не сразу уяснят, что являются наемными работниками".

Но есть признаки, что шок проходит и Путин постепенно ужесточает свою позицию. Вначале Кремль предложил несколько "пряников" в форме новых законов и перестал подавлять акции протеста. "Теперь же в столице заговорили о "закручивании гаек", - отмечает Йоффе. "Они дожидаются, пока оппозиция совершит какую-нибудь ошибку. Это будет долгожданный шанс развязать гонения", - сказал автору неназванный "московский источник, тесно знакомый с Кремлем".

На деле "кнут" уже был применен, пишет автор, сообщая о публикации телефонных разговоров Немцова и чистке редакторов на НТВ. В этом же контексте следует рассматривать пропутинские митинги: "Если оппозиция старается продемонстрировать Кремлю, что благодаря растущей численности требует шире допускать ее к политическому процессу, то Путин платит той же монетой: дескать, нас еще больше", - говорится в статье.

По мнению Йоффе, не случайно, что Россия наложила вето на резолюцию ООН по Сирии. Маловероятно, что Путин прибегнет к таким жестким гонениям, как Асад. "Но его люди предостерегают о возможности кровопролития", - добавляет автор.

Грядет настоящая эскалация деятельности оппозиции, прогнозирует Йоффе. "В фокусе оказывается Путин, и вскоре будет звучать только одно требование: Путин должен уйти", - полагает она. Это логичный оборот событий, поскольку Путин "персонализировал" российскую политическую систему и не идет на уступки. "Но игра на повышение ставки - рискованная, особенно если ты в ней проигрываешь", - добавляет автор.

Весна будет неспокойной, убеждена Йоффе. "Если Путин победит в первом туре, набрав чуть больше 50%, мало кто сочтет победу легитимной, и, скорее всего, она таковой не будет", - говорится в статье. Второй тур станет для Путина "психологической катастрофой", сказал автору некий неназванный чиновник. Этот же источник считает, что система в ее нынешней инкарнации просуществует максимум два года.

Но и некоторые оппозиционеры настроены не очень оптимистично. "Мы в тупике", - заметил лидер оппозиции Владимир Рыжков. "Тупиковые ситуации редко имеют счастливую развязку в стране, где диалог с другой стороной клеймят позором, особенно когда те, на чьей стороне сила и оружие, упорно предостерегают о кровопролитии и хаосе", - говорится в статье. Но десятки тысяч протестующих пока об этом не думают.

Источник: Foreign Policy


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru