Не успели избирательные участки в Грузии закрыться, как Михаил Саакашвили уже объявил себя победителем - рановато для настоящего демократа.
Является ли он на самом деле демократом, бывшему главе оппозиции, который привел свою страну к бархатной революции и в значительной степени способствовал свержению Шеварднадзе, в любом случае еще предстоит доказать. Первое испытания бывшая оппозиция выдержала: выборы, похоже, прошли в основном честно - о широкомасштабных махинациях, как на выборах в ноябре, говорить не приходится.
Теперь о новом президенте будут судить, оглядываясь на его предвыборную риторику. Одной из главных задач была провозглашена борьба с коррупцией, которая парализовала всю страну. В правительстве и администрациях - за небольшим исключением - сидят те же самые чиновники, что и в прошлом году. Неясным остается, в частности, как Саакашвили обойдется с семьей Шеварднадзе, которая замешана в коррупции.
Но даже не это самая большая проблема нового президента. Сразу в трех уголках его маленькой страны тлеют конфликты с местными властителями, мечтающими отделиться от Тбилиси. А в Грузии еще слишком хорошо помнят гражданскую войну 1990-х годов.
В Абхазии и Северной Осетии у грузинского правительства давно уже нет никакого влияния. Аналогичная ситуация намечается и в Аджарии. Все три автономные республики с большим скепсисом смотрели на мирную смену власти в Тбилиси. До сих пор Саакашвили отличался своими националистическими высказываниями. Если он хочет воспрепятствовать раздуванию новой гражданской войны, ему понадобятся недюжинные дипломатические способности. Но даже они помогут мало, если он одновременно не сделает ставку на хорошие отношения с Россией.
В конфликте между Грузией и мятежными республиками Москва ведет свою игру. В Тбилиси уверены, что Россия активно поддерживает сепаратистов в Абхазии. Тесные контакты с руководством этих республик и в дальнейшем обеспечивают Москве влияние в регионе.
Сразу после свержения Шеварднадзе трех руководителей вызвали в Москву на переговоры - оскорбление не только по отношению к исполняющей обязанности президента, которую пригласили в Москву во вторую очередь. Кроме того, Кремль даже не думает о том, чтобы выводить свои войска из Грузии. В конце концов, он не хочет еще больше терять влияние в регионе.
Саакашвили хочет все сразу: хорошие отношения с Россией и с США. Последнее обстоятельство Вашингтон радует. Соединенные Штаты оказывают большое внимание маленькой, но стратегически важной в борьбе с терроризмом стране. Недавно министр обороны Дональд Рамсфельд даже намекнул Грузии на возможность вступления в НАТО.
Однако специалисты, которых Вашингтон направил в Тбилиси, давно являются бельмом на глазу у России. Новый глава Грузии должен сделать все, чтобы его маленькая страна не попала в жернова несовместимых интересов больших держав.
Тут надежды возлагаются прежде всего на европейцев. Однако именно немцы, похоже, до сих пор оплакивают великого внешнеполитического деятеля Шеварднадзе. Из-за старой привязанности к нему европейцы слишком долго не замечали коррупции и других проблем Грузии. Бескровную смену власти в Тбилиси они просто восприняли как факт, безо всякого энтузиазма. Однако безразличие Европы будет фатально для нового руководства Грузии.
На первой пресс-конференции, которую Саакашвили устроил еще в ночь после выборов, он предстал на фоне европейского флага. Неясно, было ли это совпадением или так было сделано намеренно.