Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 января 2004 г.

Редакция | Yomiuri

Силы самообороны должны соответствовать своему назначению

Прошло уже около 20 месяцев с тех пор, так как контингент Сил самообороны Японии (ССО) начал выполнять свою миротворческую миссию в Восточном Тиморе.

Одной из задач, поставленных перед японскими военными, было восстановление участка грунтовой дороги, расположенного в трех часах езды от Дили, административного центра Восточного Тимора. Было душно и жарко, термометр показывал более 40 градусов по Цельсию, красивые желтые бабочки танцевали в воздухе.

Но далеко не все задачи, которые пришлось выполнять японским ССО, соответствовали статьям Закона ООН о совместных действиях по поддержанию мира.

4 декабря 2002 года в лагерь ССО поступило сообщение из штаба миротворческих войск ООН в Дили о том, что в городе начались беспорядки, сопровождаемые поджогами, грабежами и необузданным насилием. Сразу после сообщения из штаба ООН поступил звонок от шеф-повара японского ресторана с просьбой о помощи. "Все автомобили сожжены, а на ресторан совершено нападение. Пожалуйста, помогите нам!" - просил повар.

Командир отряда Ёсихико Оцубо послал шесть человек к месту происшествия на легковом автомобиле и на грузовике.

Хотя расстояние от лагеря ССО до центра города не превышало шести километров, поездка заняла более двух часов, поскольку все мосты и подступы к городу были переполнены людьми и заблокированы сожженным транспортом. Пока шесть японских военных пробивались в город, поступило еще одно сообщение, в котором говорилось, что полицейские открыли огонь с целью подавления бунта и более 20 человек убиты и ранены.

В итоге эти шесть военных добрались до японского ресторана, спасли шеф-повара и пять работников, среди которых были трое рабочих из Шри-Ланки, а затем бросились защищать находившихся поблизости сотрудников ООН и служащих японской компании. Две спасенные были доставлены в лагерь ССО. К концу дня отряд ССО спас 41 человека - 17 японцев и 24 граждан из семи стран, в том числе из Китая и Сингапура.

"К счастью, на транспорт ССО не нападали. Но находиться в этом месте было крайне опасно. Когда спасенных везли в лагерь, их попросили низко пригнуть головы. Все были очень испуганы", - вспоминает Оцубо.

Поскольку персонал японских ССО во время выполнения миротворческих миссий за рубежом не обеспечивается личной защитой, спасение и защита японских граждан, находящихся в горячих точках, не входит в его обязанности. "Я отдал приказ спасти людей исключительно из гуманных соображений. На самом деле, в экстренных ситуациях мы обязаны связываться с ответственными чиновниками из секретариата премьер-министра Японии и спрашивать, как нам действовать в том или ином случае. Однако зачастую обстоятельства складываются таким образом, что командиры подразделений, выполняющих миссию за рубежом, должны быть готовы взять на себя ответственность и самостоятельно принимать решения, особенно в подобных критических ситуациях".

Личный состав японского отряда в Дили меняется каждые шесть месяцев, и волнения произошли как раз после прибытия второго состава. Незадолго до этих волнений в Бали (Индонезия) были совершены два крупных террористических акта, во время которых погибли 202 человека. Степень опасности, в которой находятся миротворческие силы в Восточном Тиморе, намного выше, чем в остальных горячих точках мира.

С тех пор как ССО были привлечены к миротворческой деятельности ООН, сам характер этой миссии весьма изменился по своей природе.

Например, отряду ССО в Дили, насчитывающему 405 человек, было поручено наполнить песком более 200 мешков и разместить их на пяти объектах ООН, включая больницу и штаб миротворческих сил, для защиты от бомб террористов.

Кроме того, персонал ССО должен был установить огромное количество колючей проволоки высотой в пять метров вокруг всех объектов ООН в Дили, чтобы защитить их от ручных гранат.

При этом неизбежно возникает вопрос: как действовать японским военным во время террористических нападений с применением взрывных устройств?

Контингент японских ССО в Восточном Тиморе составляет 24% от общего количества развернутых там войск ООН и по численности стоит на третьем месте после Австралии и Португалии.

Хиромити Кавамата, командир отряда четвертого состава, который вскоре будет направлен в Восточный Тимор, задается вопросом: "В случае критической ситуации нам разрешено оказывать только логистическую поддержку, но достаточно ли это?"

В конце ноября прошлого года министр иностранных дел Японии Ёрико Кавагути планировала посетить лагерь ССО в Восточном Тиморе, однако поездка была отменена после того, как в Ираке были застрелены два японских дипломата.

Поскольку нынешний закон о безопасности не предусматривает личную защиту высших правительственных чиновников, даже таких, как министр иностранных дел, ССО не имеют возможности обеспечить их безопасность. С другой стороны, если командование ССО обратится к военным из других стран с просьбой обеспечить охрану чиновников его собственного правительства, это будет выглядеть весьма нелепо.

В качестве компромисса ССО сумели получить разрешение от министерства иностранных дед на сопровождение Кавагути, поскольку им все же разрешено пользоваться оружием в критическом положении для самообороны.

Впервые правительство Японии приняло закон о миротворческой деятельности ССО за рубежом в 1992 году, когда японский военный контингент был направлен в Камбоджу. Решение об отправке войск в Камбоджу было принято под воздействием критики международного сообщества, укорявшего Японию в "пацифизме одной нации" во время войны в Персидском заливе в 1991 году.

С тех пор Япония отвечала за логистическую поддержку, такую, как транспортировка грузов и строительные работы в Мозамбике, на Ближнем Востоке, на Голанских высотах и в Восточном Тиморе. До настоящего времени более 4 тыс японских военных приняли участие в международных миротворческих акциях.

Закон о миротворческой деятельности ССО предусматривает 17 видов миссии, в которых ССО имеют право участвовать. Главными среди них являются оказание медицинской помощи, транспортировка грузов и восстановительные работы. В декабре 2001 года закон был пересмотрен, и это позволило контингенту ССО участвовать в дополнительных девяти миссиях, включая контроль над разоружением враждующих сторон - пункты, которые были заморожены во время принятия первого закона в 1992 году.

Кроме того, закон был пересмотрен таким образом, что позволил контингенту ССО защищать тех, кто находится под его контролем во время выполнения своих обязанностей. Однако японским военным до сих пор не разрешается применять оружие для защиты коллег-военных из других стран.

Таким образом, контингент ССО не имел права защищать граждан Японии во время волнений в Дили, а также не смог бы обеспечить безопасность Кавагути во время ее несостоявшейся поездки в Восточный Тимор. По этому поводу один из командующих ССО заметил: "Даже пересмотренный закон не достаточно гибок, чтобы отвечать этим требованиям".

Поскольку защита людей предполагает более высокую вероятность применения оружия, чем при выполнении задач тылового эшелона, это положение исключено из перечня обязанностей ССО из опасения, что применение оружия контингентом ССО нарушит 9-ю статью конституции Японии, которая запрещает применять силу.

Контингенту ССО не разрешается применять оружие и для защиты военных из других стран, которые служат рядом с ними в подразделениях ООН. Закон не предусматривает оказание такой помощи, поскольку согласно конституции Япония не имеет права осуществлять коллективную самооборону.

Есть и другие проблемы, которые должны быть решены, прежде чем в очередной раз отправлять контингент ССО за рубеж.

Например, каждый раз, когда возникает новая ситуация, такая, как борьба с терроризмом или война в Ираке, Япония должна пересматривать закон и вносить разовые поправки, снимающие те или иные ограничения. При таком подходе Япония не в состоянии отвечать оперативно на запросы международного сообщества.

В настоящее время правительство обсуждает проект постоянного закона, который позволит оперативно посылать за рубеж контингент ССО и предоставит японским военным возможность полноценно участвовать в международных миротворческих акциях.

Официальный представитель министерства иностранных дел, принимающий участие в разработке нового закона об участии ССО в миротворческой деятельности, сказал: "За истекшие 10 лет принципы международного сотрудничества сильно изменились и продолжают меняться. Я хочу, чтобы наше правительство приняло закон, который будет соответствовать этим изменениям".

Генерал-лейтенант армии Малайзии Юсуф Хайруддин, командующий миротворческой армией ООН в Восточном Тиморе, говорит: "Контингенту ССО не разрешают применять оружие, за исключением редких случаев самообороны. Поскольку это не соответствует общепринятым международным стандартам, Япония должна пересмотреть закон, ограничивающий ее участие в миротворческих акциях".

В районе ведения боевых действий невозможно предугадать, когда возникнет чрезвычайная ситуация. Поэтому до принятия постоянного закона необходимо вновь тщательно изучить все проблемы, которые возникли при выполнении японскими военными их миротворческой миссии Японии в Камбодже и Восточном Тиморе, а также отказаться от той манеры, в которой правительство интерпретирует конституцию.

Если тщательный анализ не будет сделан, контингенту ССО будет чрезвычайно трудно принять участие в миротворческой деятельности, даже если его миссия будет носить исключительно гуманитарный характер, такой, как медицинское обслуживание, транспортные перевозки и реконструкция.

Источник: Yomiuri


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru