Можно сказать, что Европе и без Венгрии хватает кризисов, пишет The Financial Times, но не заметить того, что Виктор Орбан перешел от антикоммунизма к ксенофобии, означало бы повторить ошибку, допущенную в отношении Греции. Проблемы мелких государств Европы могут быть предвестником более значительных опасностей, перед которыми оказалась демократия.
"Премьер-министр Венгрии являет собой напоминание о знакомой траектории от экономического хаоса к политическому авторитаризму. С момента падения Берлинской стены у Евросоюза было два больших проекта: единая валюта и продвижение демократии на Восток. Евро сейчас серьезно зашатался, а Орбан дает мощный сигнал в отношении опасностей, угрожающих демократии", - отмечает автор статьи Филип Стивенс.
На этой неделе вступила в силу новая конституция Орбана. Полная этнического национализма, она отдает амбициями однопартийного правления и обещает ограничение личных свобод.
Как ни парадоксально для политика, столь непримиримого в своей враждебности к постсоветской России, версия демократии Орбана наверняка заслужила бы рукоплескания Владимира Путина. Как и в путинской России, власть закона подчинена укреплению однопартийного правления. Как и в России, венгры по-прежнему могут голосовать, граждане могут протестовать, а частные СМИ - критиковать Орбана. Но это фальшивая демократия, говорится в статье: государственные институты, суды и национальная вещательная компания находятся в руках партии "Фидес".