Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 июля 2004 г.

Кристофер Хоуп | The Telegraph

Русские сокровища, которые в Англии не увидят

Крупнейшие британские художественные галереи не включают в экспозиции некоторые бесценные картины из российских фондов потому, что правительство Великобритании не может гарантировать, что по завершении выставки шедевры будут возвращены.

Два года назад эта же проблема помешала Национальной галерее выставить шедевр итальянского художника Тициана из петербургского Эрмитажа.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорит, что Великобритания - единственная крупная страна в мире, до сих пор не подписавшая договор о гарантиях возврата великих произведений искусства. Отсутствие такого договора означает, что Эрмитаж не может предоставлять британским галереям уникальные картины, ведь их могут прибрать к рукам компании или частные лица, являющиеся кредиторами России.

Пиотровский говорит: "Нам необходимы твердые гарантии, что картины вернутся в Россию, даже в случае имущественного иска от третьего лица. Великобритания не может предоставить таких гарантий. Речь идет о гарантиях возврата после закрытия выставки в случае юридического иска".

Эта проблема не затрагивает менее значительные произведения искусства, так как последние могут быть застрахованы в коммерческом порядке. Так, Эрмитаж поддерживает регулярные отношения с Институтом Курто в Сомерсет Хаусе в центре Лондона, предоставляя им для временных экспозиций свои полотна.

Однако из-за отсутствия гарантий два года назад Эрмитаж не смог привезти сюда великую работу Тициана "Святой Себастьян", опасаясь, что "кто-нибудь может потребовать эту картину в качестве долгового залога за задолженности России".

Холст размером метр на два, написанный в 1570 году гениальным итальянским мастером, не раз воспроизводился на российских почтовых марках. Стоимость картины оценивается в "десятки миллионов долларов", говорит Пиотровский.

Особенно, говорит он, в России опасаются исков со стороны выходцев из российских аристократических семей, лишившиеся своих состояний во время революции 1917 года. Подобные же тревоги связаны с продолжающимися судебными разбирательствами с компаниями, утверждающими, что Россия им должна.

Одна из компаний, о которой говорит Пиотровский, это шведская фирма Noga, заявляющая, что в 1992 году потеряла 680 млн долларов из-за того, что Россия не выполнила условия контракта по поставке нефти в обмен на продукты питания и товары широкого потребления.

Эти разбирательства уже привели к тому, что Россия решила не демонстрировать на авиасалоне в Фарнборо в 2002 году последние модели самолетов МиГ и "Сухой", опасаясь что Noga захватит их в качестве возмещения долгов.

Профессор Пиотровский уже вел переговоры на тему гарантий возврата картин с министром культуры Тессой Джоуэлл и ее предшественником Крисом Смитом.

Официальный представитель правительства сказал, что правительство готово предоставить галереям письменные поручительства на случай теракта или кражи. Но при этом добавил: "Мы не можем давать гарантий относительно исков третьих сторон, такие случаи должны разбираться в суде".

Представитель Национальной галереи сказал, что сделка о предоставлении полотна Тициана не состоялась потому, что Москва отказалась выдать лицензию на вывоз. "По законам Великобритании мы не можем дать гарантий возврата, поэтому сделка и не состоялась".

Источник: The Telegraph


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru