Ненависть Владимира Путина к Михаилу Ходорковскому прекрасно известна, однако он заявил, что прижимать к стенке ведущую нефтяную компанию не в интересах России. Проблема для президента заключается в том, что он натравил на ЮКОС такие силы, что теперь концерн находится на грани банкротства. Компания зажата в клещи требований компенсации неуплаченных налогов и запрета на продажу имущества, что могло бы дать средства для покрытия этих требований. И, как будто бы двойного наступления российских налоговиков и суда недостаточно, западный банковский синдикат объявил, что считает ЮКОС неплатежеспособным по займу в 550 млн фунтов.
Своей решимостью погубить Ходорковского, который спровоцировал его, финансируя оппозиционные партии, и сейчас находится под судом по вменяемым ему обвинениям в мошенничестве и уклонении от налогов, Путин может заодно погубить и ЮКОС. Разрушение такой крупной и относительно хорошо управляемой компании испугает западных инвесторов в нефтяную и газовую сферу, что нанесет урон всей российской экономике.
Дело Ходорковского иллюстрирует парадокс, лежащий в самом сердце путинской политики. С одной стороны, он хочет модернизировать Россию, чтобы вновь восстановить ее статус как супердержавы. С другой стороны, его методы: выборочное преследование оппонентов, опора на коллег - выходцев из сил безопасности, стремление к большей эффективности экономики через микроменеджмент - все это возвращает Россию к дискредитировавшей себя советской эпохе.
Что касается ЮКОСа, то президент, возможно, хочет удержать компанию на плаву, но лишить Ходорковского его влияния. Вопрос в том, сможет ли он, чтобы достичь компромисса, обойти бюрократические и судебные процедуры, которые он сам же и запустил. Падение стоимости акций на 28% с 12 апреля заставляет предположить, что травля Ходорковского и ЮКОСа уже сокращает перспективы роста.