В эпицентре новой "нефтяной лихорадки" находится шотландская компания Cairn Energy, объявившая прошлым летом об обнаружении углеводородов в Гренландии, повествует журналист The Guardian Терри Макалистер. По словам замглавы фирмы Майка Уоттса, в Гренландии нулевой политический риск, а риск коммерческий очень невелик.
Геологическая служба США (USGS) и другие оптимистично оценивают потенциальные богатства Арктики. Согласно докладу USGS от 2008 года, почти четверть неоткрытых технически извлекаемых мировых запасов углеводородов может находиться в пределах Северного полярного круга. Иначе говоря, это 90 млрд баррелей нефти, 1670 трлн кубофутов газа и 44 млрд баррелей газоконденсата. "Около 84% прогнозных ресурсов находятся на дне океана, утверждает USGS. Российская сторона считает, что оценки USGS сильно занижают долю ресурсов российского континентального шельфа", - пишет издание.
Добыча этих углеводородов традиционными методами обошлась бы очень дорого, но Shell и другие компании уже строят плавучие заводы сжиженного газа, которые позволят сократить расходы. А рост цен на топливо означает, что даже крупные издержки на добычу будут окупаться, поясняет автор. Нефть Саудовской Аравии и Северного моря либо иссякла, либо политики не допускают к ней западные нефтяные компании. Поэтому нефтяники вынуждены раздвигать горизонты - осваивать глубоководные месторождения, регионы с хрупкой экологией и нестандартные залежи типа нефтеносных песков. Положение западных компаний осложняется ввиду "ресурсного национализма" развивающихся стран.
"Норвежская экологическая организация Bellona заявляет в своем докладе, что особенно встревожена деятельностью российских компаний в Баренцевом, Печорском и Карском морях: используется много старого и неэффективного оборудования, природоохранное законодательство слабое, а морские экосистемы слишком мало изучены", - говорится в статье. "Активное развитие добычи нефти и газа в регионе может стать смертным приговором его окружающей среде", - таков вывод доклада от 2007 года.
Со своей стороны, правительства России, США и Гренландии убеждены, что нужны новые источники углеводородов. "При этом они заявляют, что это возможно лишь при условии безопасного проведения работ", - говорится в статье.
Cairn сообщает, что приняла профилактические меры, дабы не допустить разлива нефти. "Cairn подала в суд на "Гринпис", дабы не позволить этой организации срывать ее буровые работы", - отмечает автор. Уоттс сообщил, что его компания работает в Гренландии по приглашению правительства и соблюдает режим безопасности в полном объеме. Однако экологи отмечают, что о возможных последствиях крупного разлива нефти в холодных водах мы еще слишком мало знаем, а эффективного метода локализации и очистки нефтяных пятен во льдах все еще нет.
"Правительство США после катастрофы на платформе BP в Мексиканском заливе пока не спешит одобрять планы бурения в Чукотском море и море Бофорта, предложенные Shell и другими компаниями. Но Cairn этим летом уже начала бурить новые скважины, а правительство Гренландии выдает новые лицензии на освоение шельфа таким компаниям, как Shell, ConocoPhilips и Statoil", - говорится в статье.
За развитием бурения в Заполярье стоят политические причины, полагает Ричард Шепхерд, глава консалтинговой фирмы Petrologica (Эдинбург). "Для США, как и для Китая, энергетическая безопасность отныне синоним национальной безопасности", - поясняет он.