Президент Владимир Путин в понедельник заявил редакторам газет всего мира, что свободе прессы в России ничто не угрожает, но участники акции протеста проникли на конференцию и выкрикнули, что он душит свободу слова.
Три российских национальных телеканала, которые нередко приводят в качестве иллюстрации, насколько СМИ при Путине запуганы, освещали Всемирный газетный конгресс в Кремле, но не упомянули об акции.
Несколько находившихся в зале людей, одетых в черное, вскочили на ноги, как только Путин поднялся на трибуну. Выкрикивая "Нет цензуре!" и "Россия без Путина!", они разбросали листовки, в которых он назван "жестоким и жадным диктатором", сообщил пресс-секретарь Национал-большевистской партии - организации, которую они представляли. Их вышвырнули из зала через минуту.
Путин продолжил свою речь, как планировалось, заявив конференции, что без прессы Россия не могла бы уйти от советских времен. "Без свободы прессы масштабные преобразования 1990-х годов были бы просто невозможны, и хотел бы еще раз подчеркнуть не просто особую, но незаменимую роль печатного слова в становлении новой России", - сказал он.
Путин отметил, что многие до сих пор не могут признать "грандиозность" перемен, произошедших в России после распада СССР, и с оттенком сарказма поблагодарил участников конгресса за то, что они не позволили себя "запугать" мрачным репортажам об отсутствии свободы СМИ в России.
Выступление Путина отчасти было ответом на доклад президента Всемирной газетной ассоциации Гейвина О'Рейли, который призвал Путина принять необходимые меры, чтобы "в вашей великой стране" появилась сильная независимая пресса, какой она заслуживает.
Критики обвиняют Путина в удушении свободы СМИ в рамках попыток Кремля взять под контроль российскую политику и общество после его прихода к власти более шести лет назад.
Три национальных телеканала находятся под контролем государства и не критикуют президента; правозащитники утверждают, что ситуация напоминает советские времена. Помимо телевидения и радио, многие газеты и журналы остаются в зависимости от местной и региональной власти.
Упоминание Путина о переменах 1990-х годов можно назвать оплошностью: он стал премьером лишь в 1999 году, а год спустя - президентом. Он не ответил на критику О'Рейли по поводу ухудшения атмосферы в СМИ за годы его пребывания у власти.
В своем выступлении О'Рейли сказал, что многие члены его организации были против проведения конгресса в России, поскольку Москва, по их мнению, не желает отказываться от контроля над СМИ. Он отметил: несмотря на то что государство предприняло определенные шаги в налоговой сфере, облегчив участь газет, эти шаги должны сопровождаться радикальным изменением политического климата, в котором действует пресса.
О'Рейли заявил, что государство поощряет самоцензуру, и высказал предположение, что на смену господству олигархов в СМИ 1990-х годов пришел государственный контроль. Путин в ответ заявил, что доля государства в активах СМИ уменьшается, тогда как количество изданий увеличивается.
О'Рейли подчеркнул, что история будет судить о наследии президента как в России, так и во всем мире не в последнюю очередь по состоянию СМИ.
Путин сообщил, что зал, где когда-то проходили съезды коммунистической партии, является доказательством того, что Россия прошла огромный путь. "Сегодня, обсуждая здесь проблему свободы слова в достаточно критическом ключе, мы, хозяева, слушаем наших гостей. Совсем недавно, 10-12-15 лет назад, в это трудно было поверить".
"Правда, без большевиков и сейчас не обходится", - добавил он, имея в виду участников акции протеста.
Путин приехал поздно и не присутствовал при вручении премии "Золотое перо свободы 2006" иранскому диссиденту Акбару Ганжи, но успел к просмотру фильма о нарушениях свободы СМИ в мире, где показаны, в частности, Белоруссия, Узбекистан и Туркмения - союзники России.