Обозреватель Bloomberg Марк Чемпион рекомендует на турецкие протесты смотреть сквозь призму России, а не Ближнего Востока. На протяжении нескольких лет премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган склоняется к усеченной демократии, которую Владимир Путин уже установил в своей стране, говорится в статье.
Эрдоган больше уважает Путина с его жесткостью, чем Евросоюз, который постоянно ноет о гражданских свободах. У лидеров двух стран много общего, полагает автор статьи. Оба - бывшие спортсмены (Путин - дзюдоист, Эрдоган - футболист), оба большую часть правления были популярны в народе, оба заслужили благодарность избирателей выводом своей страны из кризиса, но оба чувствуют, что время экономических успехов проходит.
Теперь Эрдоган хочет провести так хорошо знакомую всем россиянам "рокировку" и после многолетнего пребывания в премьерском кресле стать президентом страны, сообщается в публикации.
Сходство России и Турции не должно никого удивлять, считает Чемпион. Географически, культурно и исторически обе страны находятся на стыке Востока и Запада.
Несомненно, многие протестующие обеспокоены исламскими наклонностями Эрдогана, полагая, что их образ жизни в опасности, однако, по сути, турки протестуют против местной формы путинизма, уверен журналист.
Турецкие СМИ - самый наглядный пример "путинизации" страны. В 1990-е годы в Турции, как и в России, главные газеты и телеканалы принадлежали миллиардерам, которые использовали их в своих политических и коммерческих целях. При этом существовало лишь три запретные темы: угнетение курдского меньшинства, геноцид против армян 1915 года и критика Ататюрка, рассказывается в статье.
Эрдоган рядом шагов положил конец свободе турецких масс-медиа. Крупнейший медиахолдинг возглавил зять премьер-министра, журналистов запугали судебными преследованиями, а СМИ, принявшие новые правила игры, получили финансовую поддержку государства, пишет Чемпион.
Конечно, все аналогии между двумя странами условны, признает обозреватель: "В Турции гораздо сильнее плюралистические традиции и гражданское общество, и это вселяет надежду".
"Скорее всего, протесты не приведут к таким кардинальным изменениям, как отставка Эрдогана, - прогнозирует автор. - Будем надеяться, что они помогут ему увидеть, какой риск несет следование путинской модели".