Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 марта 2006 г.

Клаус-Хельге Донат | Tageszeitung

От Чечни до "Кадыристана"

Назначив Рамзана Кадырова новым премьер-министром, Кремль пытается сделать вид, что все идет по плану. Однако на самом деле Москва уже не контролирует кавказскую республику. Кадыров правит самовластно, с помощью войска, которое сеет страх и террор

В выходные Грозный пел и плясал. Возвышение Рамзана Кадырова с вице-премьера до премьер-министра Чечни вызывало в городе бурю восторгов. Радостное известие было встречено в Грозном барабанным боем, плясками и залпами из огнестрельного оружия. По крайней мере, так представило это российское телевидение. При всем при том избрание премьера было пустой формальностью - выбора у депутатов ручного парламента не было.

Интронизация Кадырова - это еще один шаг, посредством которого Москвой пытается убедить и себя, и весь мир, что республика, погрязшая в хаосе войны, возвращается к нормальной жизни. 29-летний Кадыров играет главную роль в постановке Кремля, который выражает ему благодарность за проявленную верность. В октябре премьеру исполнится 30 лет - возраст, который согласно конституции позволяет ему баллотироваться в президенты республики. Исход предопределен. И Грозный снова будет ликовать, как прошлой осенью, когда у вице-премьера после четырех дочерей родился долгожданный наследник. Инфанта зовут Ахмад Кадыров - как деда, который весной 2004 года пал жертвой теракта.

С тех пор Рамзан, отмеченный высшей государственной наградой - звездой Героя России, правит в Чечне единолично. При поддержке собственной гвардии, насчитывающей несколько тысяч человек. Точную ее численность главнокомандующий скрывает, словно государственную тайну. Известно только одно: 90% гвардейцев - это бывшие сепаратисты.

"Кадыровцы" - этим словом чеченцы называют армию наемников, которая сеет террор и ужас. В бесчисленных случаях убийств, похищений и торговли людьми правозащитники обвиняют "эскадроны смерти".

Тем не менее Кремль предоставил страстному боксеру полную свободу. Он недооценил вечно ухмыляющегося молокососа. Когда Москва возвысила его до роли кормчего, избранник вызывал скорее сочувствие. Плохо владеющий русским языком, Рамзан заикался перед телекамерами. Над ним, дитятей, лишенным собственной воли, издевались. Меж тем Махачкалинский университет выдал Рамзану диплом. Академия естественных наук сделала этого задержавшегося в умственном развитии ребенка своим членом-корреспондентом.

Однако заслуги будущего президента относятся вовсе не к академической области: Рамзан добился того, что не удалось сделать ни президентам-сепаратистам Джохару Дудаеву и Аслану Масхадову, ни оккупационной власти. Террористический режим, основанный на клановости, твердо держит республику в своих руках. "Из Чечни мы сделали самое безопасное место в России, скоро оно будет самым спокойным во всем мире", - цинично хвастается Рамзан.

И нельзя сказать, что он совсем не прав. Несмотря на террор, который сеют его люди, и конфликты с соперничающими российскими офицерами, которые не хотят признавать власть и экономическое господство Кадырова, вокруг Грозного стало спокойнее. Враг Шамиль Басаев утратил поддержку и влияние. Теракты все чаще происходят у соседей - в Дагестане и Ингушетии. Кадыров, полный сочувствия, возгорается желанием помочь и считает себя правителем уже всего Кавказа.

Когда в ноябре, накануне выборов в парламент, пьяные русские солдаты застрелили трех сотрудников министерства внутренних дел, Рамзан предоставил народу возможность выпустить пар. Сотни чеченцев вышли на демонстрацию против армии оккупантов. Это не вписывается в его роль вассала. Во главе с Рамзаном Чечня фактически стала более независимой, чем когда бы то ни было.

Москва способствовала этому щедрой финансовой поддержкой. Счетная палата РФ установила, что в первой половине 2005 года 30 млн евро, предназначенных на восстановление республики, было расхищено. Уполномоченный президента Путина по Южному федеральному округу Дмитрий Козак поставил вопрос об управлении финансами из Москвы, но дальше слов дело не пошло.

Кадыров не разрешает Кремлю использовать свою фигуру безвозмездно. Если Россия отказывается ему подыгрывать, тиран сразу же начинает изъясняться другими словами. "Если чеченцы потребуют войны с Россией, мы подчинимся", - сказал он корреспонденту "Независимой газеты". Предпосылок для этого достаточно: армию, финансы и землю, которую народ окрестил "Кадыристаном", он считает своими.

Источник: Tageszeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru