Газета публикует статью советника по национальной безопасности президента Рейгана в 1983 - 85 гг. Роберта Макфарлейна, в которой он настаивает на необходимости эффективной системы противоракетной обороны для США. Автор предлагает привлечь к участию в этих планах Россию, как это намеревался сделать президент Рейган.
Пока президент Билл Клинтон готовится принять решение о том, следует ли начать создание системы обороны с использованием баллистических ракет или дождаться завершения дополнительных испытаний, можно вспомнить о том, что предшествовало нынешнему этапу мирового развития. Когда 20 лет назад президент Рейган вступил в должность, Советский Союз обладал значительным превосходством в баллистических ракетах высокой точности (3:1), созданных за последнее десятилетие. Американские здравомыслящие политики, как республиканцы, так и демократы, сочли недостаточно эффективными наши силы сдерживания и реагирования на возможные ядерные удары. Рейган принял во внимание теорию гарантированного взаимного уничтожения, но он не оказался пленником этой теории. Он был твердо убежден в том, что сохранять мир при помощи угрозы уничтожения человечества аморально. Вступив в должность президента, он надеялся создать систему обороны. Его видение мира основывалось на всем известных моральных принципах. Несмотря на то, что Рейган горячо поддерживал создание системы обороны, в течение двух лет в этом направлении не предпринималось никаких шагов. Дело в том, что ни военные, ни министр обороны Каспар Уайнбергер с самого начала не верили в реальность планов Рейгана. В 1981 и 1982 годах мы предприняли неудачную попытку сохранить жизнеспособность наших наступательных вооружений, Конгресс отклонил проект создания ракеты "МХ", и стало ясно, что необходимо найти иной способ противостояния растущему превосходству Советского Союза в наступательных системах вооружений. Поскольку мы не могли добиться этого с помощью ракет "МХ", единственной альтернативой стало изучение возможности сделать ставку на оборону. В связи с этим, я, как заместитель советника по национальной безопасности, обратился к ведущим ученым с вопросом о том, достаточно ли продвинулась наука, чтобы можно было рассчитывать на создание эффективной системы обороны. Я получил воодушевляющие ответы и сообщил об этом адмиралу Джеймсу Воткинсу, командующему ВМС США, поскольку для преодоления сопротивления конгресса, следовало заручиться поддержкой военных. Адмирал Воткинс, рассудочный и религиозный человек, придерживавшийся таких же моральных устоев, что и Рейган, оказал большую помощь. К нему присоединились и другие представители военного руководства, так как они приняли во внимание приверженность президента этой идее и объемы привлекаемых к ее осуществлению средств. Но в последующие годы, президент, группа ученых, занимавшаяся проблемами стратегической обороны, и я сам, пришли к выводу, что в период президентства Рейгана эта система не будет создана. Все мы, однако, были убеждены в том, что необходимо начать изучение возможности создания такого типа обороны, чтобы противостоять существующей угрозе и опасности угрозы в будущем. Я был также убежден, что ставка на превосходство Америки в области высоких технологий обеспечит Соединенным Штатам большую конкурентоспособность на предстоящие 40 лет. В соответствии с нашей концепцией, бремя соревнования со Стратегической Оборонной Инициативой, навязанное советской экономике, в сочетании с необходимыми расходами на модернизацию обычных вооружений, могло вынудить русских пойти на сокращение численности их наступательных вооружений, что устранило бы необходимость реализации Стратегической Оборонной Инициативы, основывающейся на создании Космического щита. В декабре 1984 года, в ходе одной из встреч с представителями прессы, я заявил о том, что если мы не сможем реализовать Стратегическую Оборонную Инициативу в период правления Рейгана, то рискуем оказаться в ловушке. И это был не обман. Я не намекал на отказ от программы. Я нес ответственность за ее успешную реализацию. Можно было определенно надеяться на то, что Стратегическая Оборонная Инициатива вынудит русских пойти на уступки. Поэтому мы и начали исследования и разработку системы, которая нам могла понадобиться со дня на день, чтобы противостоять иной, но, вместе с тем, реальной угрозе в будущем. И этот день настал. Характер и масштабы угрозы значительно изменились, однако от Северной Кореи и, в самое ближайшее время, от некоторых других государств будет исходить серьезная ядерная опасность. Длившиеся 17 лет исследования позволили нам добиться крупных успехов в области ракетной обороны, однако предстоит еще многое сделать, чтобы принять окончательное решение о ее создании. Так, например, необходимо добиться выделения больших средств на разработку системы "Aegis" морского базирования и соответствующей наземной системы. Некоторое замедление темпов реализации программы может оказаться даже полезным: новая вашингтонская администрация получит время на то, чтобы договориться с новым российским правительством о выработке взаимовыгодной основы для внесения изменений в договор по ПРО, который уже можно считать устаревшим. Мой совет заключается в том, чтобы привлечь русских к участию в наших планах, как это намеревался сделать президент Рейган. Когда переговоры по интересующим вопросам успешно завершатся, можно будет принять соответствующее решение и приступить к реализации проекта. Тогда Конгрессу США придется финансировать создание эффективной системы противоракетной обороны. Благодаря идеям и твердости президента Рейгана, средства для нашей обороны оказались на расстоянии вытянутой руки.
Роберт Макфарлейн, советник по национальной безопасности президента Рейгана в 1983 - 85гг.