Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 мая 2000 г.

Марк Тиссен и Ян Бржезинский | The Wall Street Journal

Белоруссия может вернуться на демократический путь развития

Прибыть в Минск - все равно что вновь окунуться во вpемена бывшего СССР, отмечают авторы статьи. На городских площадях по-прежнему гордо стоят статуи Ленина и основателя КГБ Феликса Дзержинского; люди выстаивают в длинных очередях за хлебом, обувью и чем-нибудь другим, что оказалось доступным в этот день; на углу каждой улицы можно встретить военных, пугающих прохожих. В отличие от России, Белоруссия даже не изменила прежнего названия органов безопасности - КГБ. По словам одного дипломата, Белоруссия - это "советский заповедник".

Однако жестокость режима президента Александра Лукашенко - нечто вполне реальное. Последним проявлением его диктатуры стали исчезновения. В прошлом году начали пропадать видные оппозиционные лидеры. В их числе - бывший министр внутренних дел Юрий Захаренко, исчезнувший после своего ухода из правительства и начала сотрудничества с оппозицией. Оппозиционный лидер Виктор Гончар(член демократически избранного парламента, впоследствии распущенного президентом) и его деловой партнер Анатолий Красовский исчезли спустя всего несколько часов после показанной на государственном телеканале передачи, в которой Лукашенко призвал органы госбезопасности покончить с "мерзавцами" из оппозиции.

Многих представителей оппозиции посадили в тюрьму; другие подвергаются гонениям. Только в течение одной прошлой недели были отправлены за решетку глава Социал-демократической партии Николай Статкевич и бывший премьер-министр Михаил Чигирь (первый за его роль в организации антилукашенковских демонстраций, второй - по сфабрикованным обвинениям в "коррупции").

Белоруссия быстрыми темпами превращается в европейскую Кубу - своего рода островок тирании в регионе с нарождающимися и укрепляющимися демократиями. Как и на Кубе, вся власть в Белоруссии сосредоточена в руках лидера, обладающего манией величия и склонного к многочасовым выступлениям и иррациональным порывам.

Как и на Кубе, под контролем государства находится предоставление работы, жилья, образования и медицинского обслуживания. Лукашенко предоставил сам себе право по своей прихоти осуществлять конфискацию собственности. Он ввел также 5-летний срок заключения для тех, кто нанесет ему оскорбление. Даже способы выражения протеста странным образом схожи. Так же как кубинцы отрезают воображаемую бороду, символизирующую собой тиранию Кастро, белорусские оппозиционеры оклеивают Минск листовками "Лука, остановись", на которых в карикатурной форме изображены большие усы и своеобразная прическа Лукашенко.

Однако есть одно важное отличие. После развала СССР четыре коротких года Белоруссия жила при демократии. И за эти годы гражданское общество пустило корни, которые добровольно не хотят отмирать. Несмотря на преследования, угрозы, штрафные санкции и аресты, независимые газеты продолжают вести борьбу за возможность выходить в свет. Руководство распущенного парламента отказывается признать легитимным режим Лукашенко, а целый ряд неправительственных организаций стремится занять свою нишу в обществе.

Несмотря на угрозы со стороны вооруженных дубинками сотрудников МВД, оппозиция все время собирает на свои антиправительственные митинги десятки тысяч людей. 25 марта силы безопасности избили манифестантов, арестовав более 500 человек. Однако 26 апреля состоялся новый митинг.

Все это свидетельствует, что борьба за демократию имеет большие шансы на успех. Белорусская оппозиция хорошо организована и предпринимает большие усилия, чтобы отбросить существующие внутри нее разногласия и объединиться в единый фронт. "Мы сделали выводы из ошибок, допущенных оппозицией в Сербии, где в рядах оппонентов режима наблюдался раскол", - говорит лидер Белорусского народного фронта В.Вячорка. В настоящее время "Конгресс демократических сил" объединяет три основные оппозиционные партии и шесть более мелких; он пользуется поддержкой со стороны десятков демократически настроенных неправительственных организаций и независимых профсоюзов.

Они выступают за свободную, независимую и ориентированную на Запад Белоруссию, которая вместе со своими соседями займет достойное место в рядах европейского демократического сообщества. Политика Лукашенко, напротив, ориентирована на Восток. Он подписал с Россией союзный договор и открыто претендовал на то, чтобы занять пост президента России - пока президент Ельцин не передал власть Владимиру Путину.

Крах мечтаний Лукашенко о кремлевском посте предоставляет Западу возможность спасти белорусскую независимость и демократию. Тем не менее, до сих пор (несмотря на героическую деятельность посольства США в Минске) западные страны - в том числе США - не обращали внимания на сползание Белоруссии к тирании.

Это серьезная ошибка. Позволить России вновь прибрать к рукам независимое демократическое государство, возникшее после развала СССР, означало бы лишь подогреть стремление Москвы к дальнейшему восстановлению советских границ. Для новых демократических стран региона, таких как Украина, Литва, Латвия и Этония, это стало бы дестабилизирующим прецедентом. Потворство российской гегемонии в Белоруссии подрывает также и саму российскую демократию.

Непосредственная опасность исходит из того, что Белоруссия может стать доверенным лицом России в ее сделках с террористическими государствами, такими как Ирак и Иран. Это означало бы, что Белоруссия заключала следки от имени Москвы, в то же время, давая России возможность говорить, что она здесь ни при чем. К тому же это уже происходит. 16 апреля британская "Дейли Телеграф" сообщила, что государственная белорусская компания "Бехтехэкспорт" заключила с Ираком сделку (на общую сумму 90 млн. долларов), предусматривающую модернизацию иракских систем ПВО, переоснащение ВВС Ирака и обеспечение подготовки иракского персонала. Тем самым Ирак будет иметь больше возможностей сбивать американские самолеты, контролирующие зону, запретную для полетов иракской авиации. Сделка была заключена при содействии Москвы.

Что же может сделать Запад? Помочь оппонентам Лукашенко прорвать правительственную информационную блокаду, оказав поддержку независимым газетам и увеличив объем радиовещания. Оказывать непосредственную финансовую и дипломатическую поддержку оппозиции - такую же, какая в свое время была оказана польской "Солидарности". Западу не следует признавать легитимность договоренностей, заключенных нынешним белорусским режимом, включая союзный договор с Россией.

К сожалению, большинство европейских стран заняли позорную примиренческую позицию. Германия и Италия даже согласились с тем, чтобы для их дипломатических представительств в Минске выделили здания, конфискованные у посаженных в тюрьму диссидентов. Вместо этого западные контакты с Белоруссией должны быть увязаны с конкретными реформами, включая освобождение политических заключенных, предоставление полной информации об исчезнувших лицах и проведение свободных и честных выборов.

Наконец, западные союзники должны поставить условием своих отношений с Россией уважение Москвой независимости Белоруссии. Искушенный и уверенный в себе новый российский президент попытается воспользоваться ущербом, нанесенным Лукашенко суверенитету Белоруссии. Если этот порыв не сдержать, Западу будет суждено иметь на границе с НАТО тоталитарного российского сателлита.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru