Видимость может быть обманчива. Россия через месяц выбирает своих депутатов. С телевидением, только и твердящим, что о кремлевской партии "Единая Россия", с повышением цен на газ и нефть, наполнившим государственную казну, и ставшей гораздо лучше повседневной жизнью эти выборы окажутся выражением всеобщей поддержки Владимиру Путину. Тем или иным образом уходящий президент сможет сохранить власть, обойдя - не нарушая - конституцию, запрещающую ему выдвигать весной свою кандидатуру на третий срок.
Очевидно, что все работает на действующую власть, однако в России правит не человек, а каста сил безопасности, представляющих собой единственную реальную российскую власть. Глава режима Владимир Путин - всего-навсего посредник, наименьший общий знаменатель теневого мира, совершенно неожиданно предавшего огласке свои внутренние противоречия.
В прошлую среду на передовой полосе газеты "Завтра" пять бывших высокопоставленных сотрудников КГБ, в том числе и его последний руководитель Владимир Крючков, выступили с настойчивым, почти отчаянным призывом прекратить борьбу кланов в российских разведслужбах.
"Противоречия между отдельными спецслужбами не должны быть использованы с грязными целями, - писали они, добавляя: - Обращаясь к сторонам конфликта, мы говорим: "Сделайте шаги навстречу друг другу!" В противном случае - поверьте нашему опыту - может случиться большая беда".
Сколь неожиданное, столь и беспрецедентное обращение последовало за предостережением от "развала корпорации", опубликованным в газете главой Агентства по борьбе с оборотом наркотиков Виктором Черкесовым месяц назад, после того как прокуратура начала расследование в отношении двух агентов спецслужб - одного из ФСБ, другого из МВД - по делу об убийстве журналистки Анны Политковской.
Прокуратура РФ независима только формально, и эти обвинения не являются свидетельством нормального функционирования правосудия. И то, что в этом деле имена двух "силовиков", как их называют в России, были отданы на съедение, - результат борьбы спецслужб друг с другом на высшем уровне.
Именно этим возмущался еще Виктор Черкесов, объясняя, что спецслужбы - последний оплот государства после крушения партии и идеологии. Именно это беспокоило и пятерых подписантов опубликованного в среду письма, опасения которых стали вполне понятны после субботнего объявления об отравлении двух сотрудников Агентства по борьбе с оборотом наркотиков.
Что за этим скрывается? Загадка, но можно с уверенностью утверждать три вещи. Во-первых, кризис достиг серьезных масштабов, так как если бы он не оказался на грани выхода из-под контроля, о нем никогда бы не рассказали люди, в нормальные времена держащие язык за зубами.
Во-вторых, эти споры являются проявлением более глубокой неуверенности, отражающейся на внутреннем равновесии режима в момент, когда Владимир Путин должен принять власть у себя самого, одновременно покинув Кремль.
И, в-третьих, существует глубокий раскол в российских спецслужбах между теми, кто воспользовался эпохой Путина для обогащения путем перераспределения крупных состояний ельцинской эпохи, и теми, кто либо хочет получить свой кусок пирога, либо - есть и такие - стремится взять на себя роль гаранта дисциплины, государственности и величия.