Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 ноября 2017 г.

Кристина Хебель | Der Spiegel

Примирение - но только не с нами

Кремль испытывает трудности с празднованием 100-летия Октябрьской революции. На оккупированном полуострове Крым Москва в честь юбилея планировала открыть помпезно-патриотический памятник - однако встретила сопротивление, пишет обозреватель немецкой газеты Der Spiegel Кристина Хебель.

"Работы приостановлены - мы подали иск", - говорит руководитель севастопольского отделения движения "Суть времени" Кирилл Сизиков. "Нельзя строить памятник в честь так называемого примирения, не спросив нас, граждан", - считает 33-летний активист. Он называет строительство незаконным: перед его началом не проводилось даже открытого конкурса.

Как пишет автор, "Кирилл Сизиков представляет организацию крайне патриотического толка, молодой человек высоко ставит коммунистическую идею. Тем более на фоне 100-летия Октябрьской революции".

100 лет назад в России все перевернулось с ног на голову: сначала в марте была свергнута монархия, затем 7 ноября 1917 года - по старому стилю 25 октября - Владимир Ленин и большевики захватили власть в стране. "Это событие, - замечает журналистка, - ознаменовало собой начало формирования первого социалистического государства, достижения которого Сизиков превозносит и сегодня. В качестве примера он приводит права рабочих и полет в космос, не вспоминая при этом жертв "красного террора". В одном только Крыму, по некоторым данным, было уничтожено до 100 тыс. человек".

"Для Владимира Путина история - повод для празднования лишь в том случае, когда речь идет об успехах. Например, изгнание армии Наполеона в 1812 году или победа над фашистской Германией в 1945-м являются именно такими поводами. России угрожают извне, она объединяется и бьет врага", - отмечает Хебель.

"Путин делает ставку на стабильность и преемственность - и олицетворяет их. События 1917 года не вписываются в эту концепцию. 1917 год - это год революции: власть свергнута, страна находится в глубоком расколе. Очевидного победителя нет. Если сам государственный переворот в ноябре прошел относительно бескровно, то последовавшая за ним Гражданская война между "красными" (большевиками) и "белыми" (сборной солянкой других политических сил) была очень жестокой. В Крыму Гражданская война закончилась в 1922 году победой Красной армии", - говорится в статье.

В общей сложности 150 тыс. человек покинули полуостров, в том числе представители аристократии, отправившиеся на Запад. Среди них и предки "аристократа в ссылке" Никиты Лобанова-Ростовского, который и стал инициатором памятника. Именно поэтому Сизиков называет проект "попыткой белого реванша". "Белые" для него - "коллаборационисты и военные преступники", которые боролись на стороне западных союзников против СССР, а позднее даже перешли на сторону Гитлера.

Министр культуры РФ Владимир Мединский подхватил идею с памятником. Он возглавляет Российское военно-историческое общество, которому Путин доверил организацию 100-летнего юбилея революции. "Полностью замалчивать юбилей нельзя - в конечном счете это будет означать отрицание советского наследия", - пишет автор статьи. В 2015 году министр задал направление проекту - речь должна была идти именно о "примирении".

Место для памятника было выбрано не случайно: Севастополь - город-герой и в связи с обороной в Крымской войне, и в связи с войной с нацистской Германией. "Однако дальше бетонного фундамента и эскиза дело не пошло, - рассказывает журналистка. - Памятник должен представлять собой 25-метровую колонну, которую венчает символ "Родина-мать" - она "мирит" стоящих внизу у вечного огня красноармейца и "белого" поручика. Памятник должен стать доказательством того, что "Гражданская война наконец окончена", говорится на сайте Российского военно-исторического общества".

"Гражданская война еще долго не будет окончена", - комментирует конфликт главный редактор местного независимого интернет-портала "Примечания" Виктор Ядуха.

"Мединский мог бы и знать, что Севастополю может оказаться не по душе навязываемое Москвой "примирение": слишком противоречивы здесь оценки исторического прошлого", - пишет автор.

А что думает об этом мэр Севастополя Дмитрий Овсянников? Его представитель посоветовал спросить в Москве. И вообще, считают в администрации, речь идет о "памятнике единству".

"Единство" становится ключевым словом и для Сизикова, - пишет издание. - Он бы предпочел, чтобы в памятнике были увековечены и другие защитники его родины: (...) например, те "вежливые люди" без опознавательных знаков - российские военные, которые в 2014 году оккупировали Крым".

"Конечно, в конце концов, будет построено то, чего хочет Москва", - уверен Ядуха. "В Москве, однако, стали более осторожными. Идут на уступки - по крайней мере, небольшие", - отмечает издание. В интервью Der Spiegel Мединский говорит о "памятнике единству", а не "примирению" - слишком сильна оказалась волна сопротивления.

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru