Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 октября 2004 г.

Майл Аллен и Дана Прист | The Washington Post

Доклад Дьюлфера: у Саддама не было оружия массового поражения

В финальном правительственном докладе США по иракским системам вооружений, который будет обнародован сегодня, говорится, что во время вторжения Соединенных Штатов в Ирак Саддам Хусейн представлял незначительную угрозу, не располагал ядерным, химическим или биологическим оружием и не строил конкретных планов разработки такового. Об этом сообщили американские чиновники.

1000-страничный доклад, подготовленный Чарльзом Дьюлфером, главным инспектором США в Ираке, содержит вывод о том, что у Саддама было желание, но не было средств для производства неконвенционального оружия, которое могло бы создавать угрозу для его соседей или Запада. Между тем президент Буш в ходе своей кампании продолжает утверждать, что Ирак представлял собой "неуклонно нарастающую угрозу".

Американские чиновники отмечают, что Дьюлфер, бывший инспектор ООН с большим опытом, обнаружил, что в 2003 году состояние программ вооружений было более запущено, чем в 1998 году, когда международные инспекции покинули Ирак.

"До сих пор они ничего не нашли", - сообщил чиновник, ознакомившийся с докладом.

Высокопоставленный американский правительственный чиновник рассказал, что в доклад включены комментарии, которые Хусейн сделал после его захвата и которые подкрепляли позицию администрации, включая его заявление, что его владение оружием массового поражения "было одной из причин, по которой он выжил так долго". Он также заявил, что это оружие спасло его правительство, сдерживая иранские наземные операции во время ирано-иракской войны и сдерживая силы коалиции от вступления в Багдад во время войны в Персидском заливе 1991 года.

Так называемая Иракская группа (Iraq Survey Group) во главе с Дьюлфером раскрыла иракские планы создания баллистических ракет с дальностью полета от 400 до 1000 км и крылатой ракеты с дальностью полета 1000 км, что превышает разрешенную ООН дальность в 150 км.

В сегодняшнем выступлении перед Конгрессом Дьюлфер подчеркнет, что Хусейн намеревался возродить программу оружия массового поражения в случае, если бы ему удалось освободиться от санкций ООН, которые мешали получать требуемые материалы.

В докладе Дьюлфера отмечается, что Хусейн предпринимал энергичные усилия по обходу международных санкций путем незаконных финансовых операций и поставок. Хусейн намеревался возобновить полномасштабное производство оружия массового поражения после устранения санкций, он обманывал международные инспекции и сохранял элементы своей программы создания незаконных вооружений.

Джейн Харман, вице-председатель комитета палаты представителей по разведке, отметила, что доклад опровергает утверждения администрации о том, что Ирак представлял собой серьезную угрозу.

"Намерения не являются "неминуемой опасностью", - заявила Харман. "Это не грибовидные облака и не запасы опасных материалов", - указала она, имея в виду образы, использовавшиеся администрацией в ходе подготовки к войне.

Обнародование доклада происходит в тот период президентской кампании, когда кандидат от демократов Джон Керри агрессивно нападает на администрацию Буша по вопросу о поводах к вторжению в Ирак, которые строились в основном на предположении, что у Хусейна есть оружие массового поражения.

Вчера чиновники администрации публично обсудили некоторые аспекты доклада, заявив, что Хусейн представлял собой угрозу для будущего, хотя оружия массового поражения и не было найдено.

Пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан заявил, что усилия Саддама по уклонению от санкций "говорили о многом". "Мы все думали, что найдем огромные запасы (неконвенционального оружия), но этого не случилось, - указал он. - Тот факт, что у него были намерения и возможности и что он пытался нарушить действующие санкции, вызывал большую тревогу. И я полагаю, доклад показывает, что он представлял собой все нарастающую угрозу, к которой следовало относиться серьезно: начало производства оружия массового поражения было лишь делом времени".

В доклад включены страницы с именами отдельных лиц и компаний - многие из Китая, России и Франции - которые вели незаконную торговлю с Ираком такими способами, которые могли ускорить производство ядерного оружия, отмечают высокопоставленные правительственные чиновники.

Доклад Дьюлфера последовал за докладами комитета Сената по разведке и Дэвида Кея, бывшего главного инспектора США в Ираке, которые критиковали предвоенные посылки для вторжения, согласно которым у Ирака было химическое и биологическое оружие. Однако Буш указывал, что доклад Дьюлфера - это последнее слово по состоянию иракской программы вооружений. Когда в июне его спросили, что он думает о существовании неконвенционального оружия в Ираке, Буш ответил, что "подождет, пока Чарли вернется с окончательным докладом".

Многие представители США полагали, что Хусейн вновь взялся за производство оружия массового поражения, когда Ирак покинули инспектора ООН. Однако доказательств тому найдено не было.

Деятельность, связанная с производством атомного оружия, была заморожена за несколько лет до вторжения.

Администрация Буша не исключала возможности, что незаконное оружие и его компоненты могли быть тайно вывезены Хусейном в Сирию. Это вполне возможно, однако команда Дьюлфера не нашла никаких доказательств в поддержку этой версии. Сирия отрицает, что помогала Ираку прятать незаконные материалы.

Дьюлфер сменил Кея на посту главного американского инспектора после вторжения США в Ирак. Он был специальным советником ЦРУ по стратегии в отношении иракского оружия массового поражения. Во главе Иракской группы он работал независимо от ЦРУ, и его доклад не подвергался цензуре.

6 февраля президент встретился с Дьюлфером в Белом доме. В апреле на пресс-конференции Буш заявлял, что Дьюлфер поражается тому, как "иракцы обманывали инспекторов ООН" и "обманом скрывали многие вещи".

В доклад также включены обзоры по другим вопросам, мало связанным или вообще не связанным с оружием массового поражения: конвенциональные иракские программы, доказательства коррупции и злоупотреблений в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", а также оборудование двойного назначения, которое можно использовать и в мирных, и в военных программах.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru