Бывший министр финансов США Ларри Саммерс окрестил этот феномен "балансом финансового террора". Саммерс, знаменитый ученый, занимавший свой пост в президентство Билла Клинтона, имел в виду отношения между США и их новыми кредиторами, такими как Китай, страны Ближнего Востока и Россия. В распоряжении иностранных государств сегодня находится почти четверть долговых обязательств США на сумму около 2,6 трлн долларов. В их же собственности находятся американские активы на сумму более чем в 14 трлн долларов - эта сумма превышает суммарный национальный продукт США.
Самая крупная часть этой задолженности принадлежит японцам, который владеют американскими казначейскими обязательствами на сумму в 593,4 млрд долларов, намного обгоняя ближайших преследователей. Но свои позиции в рейтинге кредиторов стремительно укрепляет Китай, который уже сейчас имеет бумаг на 518,7 млрд долларов, то есть его портфель американских долговых инструментов за год вырос на 8% и теперь приблизительно равен половине его суммарных резервных активов в 1,2 трлн долларов. Да и богатые нефтью страны сбывают казначейские векселя, как будто те выходят из моды (на 173 млрд долларов, что на 29% больше, чем год назад). Сверх того, дефицит торгового баланса США с Китаем за первые 6 месяцев текущего года составил 142 млрд долларов - и он продолжает расти.
За всеми этими цифрами скрывается интригующая "реальная политика". Успех американского плана спасения экономики зависит от одобрения Китая и Ближнего Востока не меньше, чем от поддержки американского налогоплательщика. И в конечном итоге именно китайские и ближневосточные правительства - и именно тамошние налогоплательщики - будут решать судьбу крупнейшего плана спасения экономики в истории. И правда: одна из причин, заставивших американские власти заявить о необходимости спаcения Fannie Mae и Freddy Mac, состоит в том, что им было необходимо убедить китайское правительство, что американские ценные бумаги не рискуют утратить свою ценность.
И в случае с этой очередной санацией властям придется поступить ровно так же. Очевидно, в числе первых мероприятий, которые предстоят теперь, когда пакет мер утвержден конгрессом, министру финансов Хэнку Полсону, - гастроли в Пекин, где американский чиновник должен будет разъяснить суть спасательных мер и объяснить, почему Америка в ближайшее время не рванет. У Полсона, как у бывшего главы Goldman Sachs, хорошие отношения с Китаем: он бывал в этой стране более 70 раз, возглавляет кафедру бизнеса Университета Цинхуа и помогает бывшему президенту Китая в сохранении выдающегося по своему значению для экологии региона.
Но Полсону придется сделать нечто большее, чем просто опуститься на одно колено, чтобы убедить более скептически настроенных китайцев (коих немало) в том, что план спасения сработает. По некоторым признакам, китайцы просто настроены на сотрудничество, и именно этим, возможно, объясняется укрепление доллара вопреки столь низкой ставке учетного процента в ходе текущего кризиса.
Но если они решат больше не покупать долговых обязательств или сбросить уже имеющиеся, - вот тогда перед США возникнут по-настоящему ужасные перспективы. Придется снова повышать учетную ставку, чтобы привлечь новых инвесторов. Получается, что игра не стоит свеч: если зарубежные инвесторы на самом деле начнут выводить свои средства, то тем самым они лишь навредят своим собственным капиталовложениям.
В какой-то период мы осознавали, что рост развивающихся экономик, таких как российская, китайская и индийская, в ходе глобализации в конечном итоге ослабит могущество США. Философ Джон Грей полагает, что американское политическое руководство не отдает себе отчета в том, что же на самом деле происходит. По его мнению, нынешний кризис подталкивает США к падению, причем это происходит столь же быстро и в той же катастрофической манере, что и с Советским Союзом в эпоху падения Берлинской стены. Сейчас, конечно, преждевременно судить о том, насколько он прав, но за чем будет действительно интересно понаблюдать, так это за реакцией Китая на данный кризис. Станет ли он утверждать свое влияние или останется миролюбивым торговым партнером: баланс финансового террора сменится долгами за игрушки?
И правда, в интересные времена мы живем.