Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 октября 2008 г.

Рено Жирар | Le Figaro

Машаль: "Саркози должен придать важный импульс мирным переговорам"

Эксклюзивное интервью. "Переговоры с Израилем сейчас на мертвой точке из-за ненадежности израильских участников", - считает Халед Машаль, лидер "Хамаса"

Избранный четыре года назад главой политбюро "Хамаса" Халед Машаль - один из наиболее засекреченных людей на Ближнем Востоке. Возглавляемую им палестинскую партию считают "террористической" и бойкотируют Израиль, США и Евросоюз, несмотря на то, что в 2006 году она выиграла парламентские выборы, проведенные на палестинских территориях под контролем международного сообщества. Халед Машаль принял корреспондента Le Figaro в одном из жилых районов Дамаска.

- Считаете ли вы, что приход нового израильского правительства под руководством Ципи Ливни откроет новые возможности для мирного процесса?

- Палестинцы по своему опыту знают, что смена лидера в Израиле редко приводит к глубинному изменению стратегии страны. Пока израильская элита не согласится с четырьмя фундаментальными принципами, начало сколько-нибудь серьезных переговоров невозможно. Вот эти принципы: 1. возвращение к границам 1967 года; 2. соблюдение права беженцев на возвращение; 3. соблюдение прав палестинцев на Восточный Иерусалим; 4. демонтаж поселений колонистов.

- Что вы думаете о нынешних переговорах между руководством Палестинской автономии и израильским правительством?

- Не только "Хамас", но и вся палестинская общественность осуждает эти встречи. Прежде всего потому, что они проходят на фоне продолжающегося расширения израильских поселений, строительства демаркационной стены, блокады сектора Газа, практики блокпостов на Западном берегу реки Иордан. А также потому, что палестинцы сейчас расколоты: следовательно, палестинская сторона ведет переговоры с позиции слабого. Ничего продуктивного не выйдет из этих встреч, которые направлены исключительно на улучшение имиджа Израиля, который не намерен идти ни на какие уступки.

- Какую цену "Хамас" готов запросить за примирение с "Фатхом" после государственного переворота в секторе Газа, в котором вас обвиняет президент ПА Махмуд Аббас?

- Это не было "государственным переворотом": никто не может восстать против себя самого! Это мы были палестинским правительством, потому что это мы победили на выборах, проходивших под контролем международных наблюдателей!

- Однако вы прибегали к силе, чтобы контролировать сектор Газа!

- Мы просто защищались от агрессивных действий одной коррумпированной палестинской группировки, существование которой стало возможно из-за притока оружия и денег из Израиля, цель которого - попрать легитимность правительства национального единства, созданного после выборов 2006 года. Мы не ставим никаких условий для межпалестинского примирения.

Чтобы примирение состоялось, оно должно осуществляться на основании следующих принципов: 1. соблюдение демократических правил игры в Палестине, то есть признание результатов прошлых и будущих выборов; 2. соблюдение палестинской конституции; 3. восстановление спецслужб и набор их сотрудников исключительно на основании критериев профессионализма и патриотизма, без кумовства и коррупции; 4. строгое соблюдение межпалестинских соглашений, заключенных в Каире (2005 год) и Мекке (2007 год); 5. соблюдение условий "документа заключенных" (2006 год); 6. четкое стремление создать, на основе общего согласия, новую Организацию освобождения Палестины (ООП); 7. соблюдение четырех фундаментальных принципов, о которых я говорил в начале интервью.

- Зачем нужна новая ООП?

- Палестинскому народу нужен единый упорядоченный политический форум. Речь не о том, чтобы таким образом отстаивать интересы сторонников "Хамаса". Просто для защиты палестинского дела в целом необходима последовательность.

- На какой стадии находятся проводимые при посредничестве Египта переговоры с Израилем об освобождении израильского солдата Гилада Шалита, находящегося у вас в плену с июня 2006 года?

- Они застопорились на мертвой точке из-за ненадежности израильских участников, бесконечно пересматривающих уже достигнутые договоренности.

- Устраивает ли вас единодушно одобренная Лигой арабских государств инициатива короля Саудовской Аравии Абдаллы, согласно которой все арабские страны признают Израиль в обмен на возвращение к границам 1967 года?

- "Хамас" никогда не будет чинить препятствий каким бы то ни было арабским усилиям по восстановлению прав палестинцев. Я сам сказал об этом на саммите ЛАГ в 2007 году, о котором вы говорите. Но я напоминаю вам, что Израиль не отреагировал на это предложение, а американцы не соблаговолили принять его к сведению.

- Означает ли это, что вы допускаете возможность публичного признания права Израиля на существование?

- "Документ заключенных" (соглашение, заключенное идейным лидером "Фатха", находящимся в израильском заключении, Марваном Баргути с его сокамерниками из "Хамаса". - Прим. Le Figaro) - косвенный ответ на этот вопрос. Я беру на себя ответственность сказать вам, что "Хамас" признал этот "документ заключенных".

- Но почему вы не делаете первый шаг? Почему вы не заявляете о признании Израиля в должной форме?

- Палестинцы, сделавшие это, так и не получили своего государства. Они так и не стали независимыми. Они так и живут при оккупационном режиме, а их земли продолжают конфисковывать.

"Хамас", со своей стороны, очень четко согласился на создание свободного и независимого палестинского государства в границах 1967 года на территории сектора Газа и Западного берега реки Иордан. Это максимум того, что мы, будучи жертвами, можем сказать. Сначала оккупант должен выполнить наши законные требования, выраженные в четырех фундаментальных принципах, о которых я вам говорил.

- Многие израильтяне обвиняют вас в том, что вы стремитесь сбросить их в море...

- Это неправда. У нас нет никаких претензий к евреям, только к людям, которые оккупируют нашу землю и лишают нас наших прав, вне зависимости от их религии или национальности. Вы, наверное, помните, что арабо-мусульманский мир всегда принимал евреев, всегда давал им возможность спокойно жить и даже становиться министрами.

- Ожидаете ли вы чего-то от Франции?

- Мы уже давно ждем инициативы Европы и особенно Франции. Эти ожидания тем сильнее, что американцы в силу своей пристрастной произраильской позиции не могут выступать посредниками. Сегодня существует вакуум, и инициатива Франции оказалась бы весьма кстати.

- Означает ли это, что Франции должна, по вашему мнению, выступить честным посредником в палестино-израильском конфликте?

- Да, если она и дальше будет держаться на равной дистанции от конфликтующих сторон, требовать прекращения расширения израильских поселений, придерживаться четырех фундаментальных принципов, о которых я говорил, выступать за политическое решение, основанное на возвращении к границам 1967 года. Франция всегда играла в мире роль минарета прав человека и демократии. Президент Саркози со свойственной ему энергией должен придать импульс мирным переговорам. Наш народ страдает, и мы - первые, кто хочет этого мира.

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru