Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 октября 2008 г.

Паскаль Робер-Диар | Le Monde

"Анголагейт": процесс открывается под давлением

Судья Жан-Батист Парло, который с 6 октября на протяжении пяти месяцев будет председательствовать на судебных слушаниях по делу "Анголагейт" в парижском суде, знает, что ввязывается в процесс, во многих отношениях исключительный и опасный.

Исключительный ввиду известности многих из числа сорока подсудимых, среди которых - бывший министр Шарль Паскуа, его советник и бывший префект Жан-Шарль Маршиани, экономист Жак Аттали, писатель Поль-Лу Сулитцер, бывший гендиректор Radio Monte Carlo Жан-Ноэль Тассе или Жорж Фенеш, бывший судья и депутат "Союза за народное движение" от Парижа, недавно назначенный председателем комитета по борьбе с сектами.

Исключительный также из-за своей темы - продажи оружия Анголе на сумму 790 млн долларов в период с 1993 по 1998 год, масштабов коррупции, выявленной в результате расследования, как во Франции, так и в Анголе, и ее политических последствий.

Проведение этого процесса представляется опасным, прежде всего, потому, что он сильно ударит по французским дипломатическим интересам как раз в момент, когда Николя Саркози стремится возобновить диалог с властями Анголы, на сегодняшний день обладающей одними из богатейших запасов нефти. Это стремление было в мае продемонстрировано кратким визитом Саркози в Луанду - первым визитом французского президента за последние десять лет, - в ходе которого он пообещал ангольскому лидеру Жозе Эдуарду Душ Сантушу "перелистнуть страницу недоразумений прошлого".

Главное "недоразумение", которым стал "Анголагейт", повлекло за собой интенсивное давление в месяцы, предшествовавшие началу процесса. Сначала было письмо министра обороны Эрве Морена от 11 июля, адресованное адвокатам Пьера Фалькона, бизнесмена, являющегося центральной фигурой дела о продаже оружия. Письмо было направлено на то, чтобы ослабить позиции обвинения. В письме говорится, что в случае отсутствия транзита через территорию Франции, национальное законодательство о торговле оружием "не применимо к деятельности, которую осуществлял Фалькон". Однако именно подозрение в "незаконной торговле оружием" стало поводом для иска, поданного тем же самым министерством обороны в 2001 году и повлекшего за собой предъявление обвинения Фалькону и другому главному фигуранту этого дела Аркадию Гайдамаку, бывшему полковнику КГБ, впоследствии ставшему предпринимателем.

За этим наступлением министерства, которым не преминут воспользоваться с самого начала слушаний адвокаты защиты, летом последовали другие полуофициальные шаги, направленные на то, чтобы дать понять председателю суда и представителям прокуратуры, что за этим процессом очень пристально следят в Елисейском дворце. "Рекомендовано" также сохранять тайну в том, что касается комиссионных, полученных ангольскими официальными лицами - никому из них обвинения не предъявлены - в обмен на их поддержку при получении доступа на рынок вооружений.

Дружеские договоренности

Другая трудность, с которой рискует столкнуться суд, связана с самими подсудимыми. Присутствие на скамье подсудимых миллиардера Аркадия Гайдамака, скрывающегося в Израиле, где он теперь занялся политической карьерой, маловероятно. Вероятность присутствия Фалькона, большого друга Душ Сантуша, сегодня возглавляющего бюро международных исследований в Пекине, сомнительна. Что касается Жана-Шарля Маршиани, с июля отбывающего в тюрьме La Santé наказания сроком на три года и на один год, к которым он был приговорен в результате двух других антикоррупционных процессов, то он дал понять, что считает для себя "позором" предстать перед судом в статусе заключенного. Однако его участь еще может претерпеть изменения. Сначала он надеялся на президентское помилование, а 2 октября парижский апелляционный суд назначил ему наказание по совокупности преступлений путем поглощения менее строгого наказания более строгим. По мнению многих источников, это решение может открыть перед ним перспективу условного освобождения к середине октября.

Кроме того, подсудимым, образно говоря, не очень понравился тот факт, что председатель суда требует их постоянного присутствия в течение первых шести недель слушаний, чтобы сделать возможными перекрестные допросы. Контрудары организуются в том числе и при помощи СМИ. Жак Аттали уже несколько дней подряд передает журналистам, с которыми он встречается, краткий список аргументов своей защиты. Другие заявляют, что судья Филипп Куруа в этом деле оказался просто-напросто инструментом сведения счетов, инициированного сторонниками Ширака, чтобы разгромить Шарля Паскуа в момент, когда он мог представлять угрозу в преддверии президентских выборов.

Остаются материалы расследования в 150 томах и постановление о направлении дела в суд на 468 страницах, при чтении которых складывается удручающая и четко аргументированная картина механизмов коррупции во всех эшелонах, сущности тайной дипломатии и политического финансирования, мелких дружеских договоренностей, счетов в швейцарских банках и офшорных оазисах, на которую, как ожидается, обратит свои взоры правосудие.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru