Усилия США по установлению более тесных отношений с Казахстаном, бывшей советской республикой, богатой энергоресурсами, не нацелены на подрыв российского влияния в Центральной Азии, заявила в воскресенье госсекретарь США Кондолиза Райс.
"Мы не считаем это игрой с нулевой суммой", - заявила она репортерам, которые летели вместе с ней в столицу Казахстана из Индии. Она имела в виду, что успехи США не означают утрат России.
"Прежде всего, Казахстан - независимая страна. Она может устанавливать дружественные связи со всеми, с кем пожелает, - отметила она. - Это, я полагаю, совершенно естественно в XXI веке, так что мы не считаем и не принимаем понятия об особой сфере влияния" России в этом регионе.
Позднее, на пресс-конференции с министром иностранных дел Маратом Тажиным, Райс указала, что никто не должен сомневаться в желании Казахстана иметь хорошие отношения со всеми странами в регионе. "Это не какой-то конкурс за благорасположение Казахстана", - подчеркнула она.
Тажин указал, что отношения его страны с США "стабильны" и носят "стратегический характер". Отношения Казахстана с Россией "отличные" и "политически корректные". На вопрос журналиста о том, считает ли он, что его страна входит в "сферу влияния" России, Тажин ответил "нет" и что, на его взгляд, этот вопрос интересует, главным образом, ученых и журналистов.
Позднее Райс встретилась с премьер-министром Каримом Масимовым и президентом Нурсултаном Назарбаевым, автократичным правителем Казахстана, который поддерживает военный альянс и тесные отношения с Россией. В то же время он оставил для Запада дверь открытой и занимается поиском и развитием новых маршрутов экспорта обширных энергетических ресурсов страны в Европу. Однако этот баланс находится под вопросом после вторжения России в Грузию в августе, что создало угрозу перекрытия коридора для трубопроводов вокруг России.
В интервью на пути в Астану Райс рассказала, что в выходные заместитель госсекретаря Джон Негропонте был в Ираке для переговоров с иракским правительством по вопросу о планировании передачи иракцам полномочий на фоне вывода дополнительных американских сил.
Дискуссии также были посвящены оставшимся препятствиям для заключения соглашения в области безопасности, которое будет определять американское военное присутствие в Ираке после декабря, когда окончится срок правления нынешних властей, отметила Райс. Переговоры "продолжаются" и близки к завершению, добавила она.
"Мы близки к завершению, но, как вы можете предположить, поскольку это важное и сложное соглашение, то попытки выработать пункты, которые должны и защитить наших людей, и соответствовать суверенитету Ирака, занимают некоторое время", - сказала она.
По словам Райс, помимо переговоров с иракскими лидерами, у Негропонте нет никаких дополнительных задач. Судя по тому, как она охарактеризовала его роль в ходе этого визита, он прибыл в Ирак не для достижения финальной договоренности.
Администрация Буша полагала, что сделка не за горами, прошлым летом, когда переговорщики подали предлагаемое соглашение на одобрение высших инстанций. Однако иракский премьер-министр Нури аль-Малики отверг его и сформировал новую команду переговорщиков. Ключевым пунктом разногласий является требование Вашингтона, чтобы американские войска в Ираке оставались в американской правовой юрисдикции на неопределенное время. Иракцы же хотят ограниченной юрисдикции.
На борту самолета Райс также спросили, решила ли администрация отказаться от планов создания дипломатического представительства в Иране. США не поддерживают с Ираном формальных дипломатических отношений уже почти 30 лет.
"Мы продолжаем оценивать эту идею, - сказала она. - Мы полагаем, что это интересная идея. Мы собираемся посмотреть в свете того, что она может сделать для наших отношений с иранским народом. Мы продолжаем оценивать эту идею".
После того как российские силы подошли близко к грузинской столице, а потом отвели войска, США предприняли усилия, чтобы продемонстрировать странам Кавказа и Центральной Азии свою приверженность. В прошлом месяце вице-президент США Дик Чейни посетил Грузию, Украину и Азербайджан, еще одну важную страну-экспортера энергии в регионе.
Власти США не хотят, чтобы их считали администрацией, "потерявшей Евразию и Каспийский регион", - отметил Ариэль Коэн, аналитик консервативного вашингтонского фонда Heritage.
США также пытаются развивать военные связи с Казахстаном как региональной державой, близкой к зоне действий США в Афганистане. Членство Казахстана в возглавляемом Россией евро-азиатском блоке безопасности препятствует вступлению страны в НАТО. Однако она поддерживает тесные контакты и регулярно проводит совместные военные учения с западным альянсом.
"Что касается наших отношений с Казахстаном, они основаны на взаимном уважении, прозрачности, а также на желании видеть более процветающий и открытый регион в Казахстане, а также в более широком контексте - в Центральной Азии", - заявила Райс в Астане.