Сегодня Америка смотрит на свое настоящее и будущее пессимистичнее, чем Британия, Германия и даже Япония, замечает обозреватель The Times Анатоль Калецки. В теленовостях "говорящие головы" превратились в "вопящие", они кричат о банкротстве государства, беспросветном экономическом положении, коррупции чиновников, предательстве всех нравственных ценностей, поясняет автор. Даже реклама не дает передышки - это призывы покупать золотые монеты и слитки как единственную гарантию от неизбежного обвала доллара и гиперинфляции.
В таком настроении США плохо годятся на роль глобального лидера. "Более того, нация, погрязшая в пессимизме на грани паранойи, несет угрозу и миру, и сама себе", - пишет обозреватель. Одним из симптомов он считает беспрецедентную поляризацию политической жизни в США. Как ожидается, в результате ноябрьских выборов республиканцы получат большинство в Палате представителей и наступит политический паралич как минимум до окончания первого срока Обамы. Правые и левые люто ненавидят друг друга, центристы, а это подавляющее большинство американцев, обескуражены крайностями и левых, и правых.
У политической поляризации две возможные причины, считает автор. Сам он разделяет первое объяснение - что это просто паника в условиях экономического упадка и безработицы. Вдобавок многие силы, которые на выборах хотят спровоцировать крупный сдвиг населения вправо, заинтересованы в нагнетании отчаяния, считает автор. Следовательно, после выборов все успокоится, и американцы вернутся к своим серьезным занятиям - будут делать деньги.
"Второе объяснение - куда более тревожное. По некоторым гипотезам, США вступили на раннюю стадию перманентного снижения их международного статуса, и американцы не могут смириться с прекращением мирового господства своей страны", - пишет автор. В таком случае политика США сделается еще более дисфункциональной, погрязшей в крайностях: население отвергнет "американскую мечту" и политические идеалы "исключительности США", которые были связующими факторами в обществе иммигрантов. Еще опаснее - действия других стран, которые осмелеют и бросят вызов дряхлеющей мировой державе, считает автор.