"Для тех, кто наблюдает за продемократическими акциями протеста в Гонконге, очевидны признаки, позволяющие провести параллель с другой студенческой акцией протеста в большом городе Китая 25 лет назад. Это наводит на тревожные мысли. В 1989 году на площади Тяньаньмэнь протесты закончились тем, что солдаты открыли огонь, убив сотни человек, в основном мирных участников, если не более", - пишет журналист Адам Тейлор во внешнеполитическом блоге The Washington Post.
"Но с 1989 года прошло много времени, и многое изменилось как в Китае, так и во всем мире. По многим приметам, ныне Пекин может ориентироваться на другой, более современный пример того, как контролировать массовые акции протеста в городах. Он был доведен до совершенства Владимиром Путиным", - говорится в статье.
"Так как же Путин сломил сопротивление?" - задается вопросом Тейлор. "Если мы оглянемся назад, на удивление медленно и осторожно", - отмечает автор блога. Он мобилизовал своих сторонников на альтернативные митинги. В государственных СМИ он обвинил в организации протеста зловещие "иностранные силы". Но, что важнее всего, он был терпелив. Через несколько месяцев активистам уже не оставалось почти ничего, что можно было бы предъявить властям, и акции протеста выдохлись.
"Си Цзиньпин не хочет возвращаться на путь Мао, но он также не приемлет западную демократию, - считает Сяо Шу, приглашенный научный сотрудник в Колумбийском университете. - Так что Си будет следовать третьим путем - демократии путинского образца, контролируемой демократии - закрывая непокорные и поддерживая полезные для правительства НКО", - передает издание.
По мнению Джеффа Бейдера, бывшего главного советника Обамы по Азии, такая тактика может сработать. Жители Гонконга "не считают развитие демократии ключом к хорошей жизни, которая у них уже есть", пояснил Бейдер.
Автор статьи продолжает: "Даже если Пекин использует путинскую тактику для "закручивания гаек" в Гонконге в краткосрочном периоде, нейтрализовать это движение так же успешно, как это сделало российское государство в долгосрочном периоде, будет сложно: сильное гражданское общество и традиции свободной прессы в Гонконге значительно отличаются от московских". Американский политолог Джей Алфелдер считает, что путинская стратегия "работает только тогда, когда участникам не удается сохранить или расширить акции протеста, или активизировать их".
"Тем не менее, каким бы отрицательным ни было медленное наступление на Гонконг в путинском стиле, как отметил в Bloomberg View Леонид Бершидский, его альтернатива - кровавая расправа, как в Киеве во время Евромайдана, - еще хуже. Учитывая обширный аппарат безопасности и политическую волю Пекина, это вполне может закончиться примерно так же, как события на площади Тяньаньмэнь", - заключает Тейлор.