В это утро Халид по прозвищу Раис, 47-летний человек со шрамом над верхней губой, взял в руки нож и точным движением сделал еще одну зарубку на своей лодке Mara. "Считая сегодняшний день, мы не выходили в море вот уже 57 дней - два месяца без рыбы и без денег". В 8:00 он начинает раздавать черные пластиковые пакеты, в которых находятся пакеты с рисом, масло, сахар, хлеб, апельсиновый сок, и деньги под расписку. "Хорошо, что есть "Хизбаллах", - говорит Раис, которого называют так потому, что он лидер 1600 рыбаков Тира. - Они дают нам 300 долларов, месячный заработок в море".
В маленькой комнате на первом этаже домика, распложенного на причале, в окружении 190 лодок, стоящих на приколе в Тире, Халид Таха каждый день рискует быть побитым, даже теперь, когда рыбаки пьют арак и играют в busik - ливанский вариант карточной игры брискола. Это жены рыбаков колотят кулаками в железную дверь: "Дай нам еще, Раис, дай нам еще!". Каждый день каждый получает свою долю, говорит он. В полдень он закрывает свой "офис", пересекает дорогу и идет в Caffè Najjar, чтобы подписать кредитные документы в представительстве "Хизбаллах". "Только они нам помогают, и председатель парламента Набих Берри, он уроженец этих мест".
Это правда: с тех пор как сюда прибыли итальянские солдаты, бойцы "Хизбаллах" сняли свои черные рубашки и брюки, их не видно, они как будто бы исчезли, но, как говорит продавец лотерейных билетов Кемаль, "их не видно, потому что они повсюду". На лодках, на базаре - везде члены "Хизбаллах" дают деньги нуждающимся и вербуют новых бойцов. Утром на улицах Тира появились разносчики газет с номером As Safir, в котором было опубликовано интервью с великим главой "Хизбаллах" Хасаном Насраллой. Инструкции "Бойцам и сторонникам сопротивления".
Оружие не возвращать, говорит Насралла, "деятельность подпольного сопротивления должна быть продолжена и направлена на оказание поддержки ливанской армии. Но мы не должны давать и намека на то, что имеем оружие". Вот так, нелегальное положение и спрятанные пулеметы. Смешаться со 120-тысячным населением Тира. Если понадобится, "Хизбаллах" проявит себя и вступится за порт и рыбаков. А рыбаки, с благословения Насраллы, организуют акции протеста от Триполи до Накуры, и 1280 ливанских лодок готовы бросить вызов морской блокаде, установленной Израилем. "До субботы это точно произойдет", - говорит Раис.
За столиком в Caffè Najjar брат Хемад переводит и курит яблочный табак через наргиле. "Мы бросим вызов блокаде, - говорит Халид, - потому что мы больше так не можем. Мы говорили об этом и с правительством в Бейруте, Набих согласен". Организует эту акцию подполье "Хизбаллах". Из подполья эта партия продолжает пропагандистскую кампанию, проведению которой никто не препятствует. На базаре, прямо напротив порта, можно за доллар купить фото Насраллы, ключницу - за два доллара, рамку - за три. А также майки, шапки, банданы, чехлы для мобильных телефонов. Все желтое.
Скрытность в порядке вещей. Купивший мобильный телефон - у продавца, имеющего разрешение на торговлю, в закрытой коробке, с действующей гарантией - вполне может обнаружить в аппарате фото Насраллы, видеозаписи военных учений или боев на границе с израильтянами, а в списке мелодий - гимн "Хизбаллах" или речи великого лидера. То же самое можно обнаружить и на CD, продающихся с лотков за пять долларов. "Не исключено, - говорит Насралла, - что вскоре может начаться новая война, но они должны все хорошо просчитать, потому что ООН и ливанская армия не получат оружия "Хизбаллах!"
У Халида Раиса постоянно звонит мобильный телефон, из трубки доносится голос или внучки Мары, или матери, которая его разыскивает из-за пакета с продуктами или еще одного кредита в банке "Партии Бога". Рядом с Caffè Najjar - четыре рыбных магазина. Они пусты. "Здесь в семье почти у каждого рыбака - жена и четыре или пять детей. А вы понимаете, что значит не работать и не получать денег 57 дней?" До 12 июля лодки приходили с хорошим уловом. "Если Израиль не снимет блокаду, бесполезно будет удивляться успеху "Хизбаллах". Достаточно, находясь в порту, посмотреть по сторонам.
Ребята с короткими, аккуратными бородками, мотоциклы с фотографиями мучеников на фарах, портреты Насраллы на рыбачьих лодках. Около "офиса" Раиса рыбаки будут играть в карты до самого вечера, на столиках останутся номера As Safir с фото Насраллы и его интервью. "Говорите, что, по мнению Кофи Аннана, блокада скоро будет снята? В это здесь никто не верит, - заявляет Раис. - Выходить в море - значит рисковать жизнью, и виновато не море". 57 дней они не покидают порт, пребывая в компании "Хизбаллах" и ее пропаганды. В полдень, как и всегда, члены "Хизбаллах" несут с базара желтые флаги. Для рыбаков. Бесплатно.