Турция опасается утратить лидирующие позиции в арабском мире и превращает конфликт с Израилем в инструмент для достижения своих целей, пишет сегодняшняя Die Welt. Турецкие и израильские туристы, добавляет автор публикации Борис Калноки, уже сетуют на пристрастное отношение в аэропорту Тель-Авива и в аэропорту Стамбула.
Самым завораживающим в "арабском весне", по мнению автора материала, было то равнодушие, с которым сторонники движения за свободу и демократию относились к традиционным для региона антиизраильским клише. Арабская молодежь, выступавшая за новые ценности, казалось, не придавала никакого значения терзающему Ближний Восток на протяжении последних десятилетий конфликту с Израилем.
Турция, похоже, хочет все изменить. В последние дни она усиленно делает ставку на эскалацию конфликта с Израилем - последним штрихом стала высылка израильского посла, отмечает корреспондент. На этой неделе Анкара планирует подать жалобу на Израиль в Международный суд ООН, где намерена оспорить легитимность блокады сектора Газа.
Стихийные волнения в поддержку демократии на Ближнем Востоке могут поставить крест на внешнеполитической стратегии министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу, продолжает автор. "С 2009 года Турция планомерно выстраивала доверительные отношения с деспотами региона, чтобы подвести основу под свои тщеславные политико-экономические планы, венцом которых стало бы широкомасштабное влияние Турции на всей этой территории".
Важнейшим элементом вспыхнувшей любви Турции к арабским странам был курс на конфронтацию с Израилем, говорится в статье. "Это прибавляло очков как среди турецких избирателей, так и в арабо-мусульманском мире в целом. Апогеем этой политики стала неудачная попытка прорвать блокаду сектора Газа в конце мая 2010 года". Все это было до "арабской весны", подчеркивает обозреватель. "Когда затем подавляемые арабские народы начали вставать с колен, Турция осознала, что может потерять все, чего она добилась заигрыванием с диктаторами. И для того, чтобы сохранить свое влияние и реализовать конечную цель, Анкара теперь ставит задачу наладить отношения с жертвами деспотов. Однако, - добавляет публицист, - излюбленный ход турецких властей - провозглашать ислам объединяющей силой братских народов Ближнего Востока - похоже, не работает с революционерами. Выпады в адрес Израиля, кажется, им тоже не особенно интересны. Им ближе европейские ценности - такие, как свобода, равенство возможностей и благосостояние".
ЕС, со своей стороны, старается идти им навстречу при помощи новой стратегии "Партнерство ради демократии и общего благосостояния". Турция в этом контексте лихорадочно занялась поиском собственной новой стратегии.
"Турция и ЕС пытаются завлечь восставшую арабскую молодежь во многом схожими обещаниями: торговля, освобождение от таможенного бремени, экономическое сотрудничество. Преимущество турок заключается в том, что они выдвигают меньше требований в отношении демократических преобразований, закрывают глаза на коррупцию и не слишком боятся мигрантов. Преимущество ЕС - возможность предложить больше денег, шансов, технологий, прогресса и престижа. Чтобы выгодно отличаться от европейцев, Анкара, похоже, выбрала самый короткий путь: придать конфликту с Израилем взрывоопасный градус".
Подходящая возможность не заставит себя ждать: в конце сентября в ООН пройдет голосование по новому статусу Палестины. Давотоглу уже заявил о том, что это будет "крайним сроком" для Израиля согласиться на требования Анкары о прекращении блокады сектора Газа, принести официальные извинения за произошедшее в мае 2010 года и выплатить компенсации семьям погибших.