6 сентября 2012 г.

Алок Джа | The Guardian

Революционное исследование опровергло теорию "мусорной ДНК" в геноме

"Длинные отрезки ДНК, которые раньше с презрением называли "мусорными", на самом деле являются наиболее важными для работы нашего генома, утверждает международная группа ученых", - пишет корреспондент The Guardian Алок Джа.

"Это открытие даст новые направления для поиска способов лечения таких заболеваний, как сердечная недостаточность, диабет и болезнь Крона, которые отчасти коренятся в сбоях работы ДНК. До сих пор их причины искали в самих генах, но исследование международной группы Encode поспособствует направлению поиска проблемных зон, которые находятся в других звеньях цепочки ДНК", - сообщает издание.

В течение долгих лет длинные отрезки ДНК, находящиеся между примерно 20 тыс. генов, кодирующих белок - более 98% генетической последовательности в каждой из клеток организма - считались "мусорными" ДНК, отмечает автор статьи.

"Исследователи обнаружили, что они далеко не бесполезны: они обнаружили более 10 тыс. новых "генов", которые кодируют компоненты, контролирующие работу более известных кодирующих белок генов. В целом ученые из группы Encode утверждают, что примерно 80% цепочки ДНК можно приписать какую-либо биохимическую функцию", - пишет автор.

"Регулирующие элементы "включают" и "выключают" гены, - цитирует издание слова профессора Стэнфордского университета Майка Снайдера, ведущего исследователя консорциума Encode. - По большей части, различия между людьми определяются различиями в эффективности этих регулирующих элементов".

"Если регулирование происходит неправильно, неисправные гены могут вызвать такие болезни, как рак, атеросклероз, диабет второго типа, псориаз и болезнь Крона. Например, ошибки в регулировании работы гена, известного как "звуковой еж", как считается, иногда вызывают полидактилию, из-за которой у людей бывает больше пальцев на ногах и руках, чем положено", - раскрывает подробности открытия автор статьи.

Алок Джа приводит мнение профессора Кембриджа Энн Фергюсон-Смит: "Они также оказывают серьезное влияние на развитие эмбрионов. Это такие элементы, которые позволяют тканям и органам развиваться нормально, расти вовремя и в нужном месте и состоять из правильных клеток".

Понимание принципов работы этих регулирующих элементов может помочь объяснить, как факторы окружающей среды запускают различные заболевания, - поясняет последствия этого открытия для медицины автор.

Например, болезнь Крона - это хроническое заболевание, вызывающее воспаление оболочки пищеварительной системы, которым болеют до 60 тыс. человек только в Великобритании. Ученые не могут до конца объяснить, почему некоторые люди страдают этой болезнью, а другие нет. Одна из гипотез состоит в том, что болезнь вызывает бактериальная инфекция, пишет издание. "Возможно, есть такой участок где-то в хитросплетениях цепочки ДНК, один из вариантов которого делает людей восприимчивыми к этой бактерии, а другой нет", - приводит издание слова Юэна Бирни из Европейского института биоинформатики.

Теперешняя и будущая фазы работы Encode окажутся полезными не только для ученых, но и для тех, кто является сторонником более индивидуального подхода к медицине, считает автор статьи.

Тим Хаббард из Кембриджа говорит: "Определенное лекарство действует только на треть людей, которые его принимают, но вы не знаете, на какую именно треть. Многое из этого связано с геномикой, так что если бы мы знали взаимосвязь между геномом человека и тем, какие лекарства ему подходят, а какие вызывают побочные эффекты, это бы повысило уровень медицины".

Источник: The Guardian