Утих грохот стрельбы и канонады. Теперь в Шулле, шиитском пригороде Багдада, где, как и в районе Садр-Сити, в понедельник вспыхнули вооруженные столкновения между американскими войсками и сторонниками радикального лидера Муктады ас-Садра, снова слышен стук лопат и молотков. Акты насилия, в результате которых за прошедшие трое суток погибло не менее 126 человек, продолжались вчера в южных городах Амара, Насирия и Эль-Кут, где это движение пользуется народной поддержкой.
Однако в этом пригороде Багдада сейчас снова спокойно. Ракетными залпами с вертолета "Апач", прилетевшего на подмогу военной колонне, было уничтожено пять магазинов. В небольшой мечети скоро начнется молитва, после которой состоятся похороны пяти человек, погибших во время столкновений. Среди них, говорят местные жители, двое детей и всего лишь один сторонник экстремистского шиитского движения.
Призывы к сдержанности. Владельцы магазинов сочувствуют тем своим собратьям, чья собственность пострадала во время боев. "Я одобряю призыв к спокойствию, с которым выступил аятолла Али Систани. Я понимаю, когда американцы атакуют резиденцию Муктады ас-Садра, но не понимаю, зачем они разрушают магазины. Кто возместит весь этот ущерб?" - задает вопрос Али аль-Кайси, владелец небольшого агентства недвижимости.
Тяжелые условия жизни могут толкнуть многих молодых людей в объятия вооруженной оппозиции, хотя на сегодняшний день движение объединяет в своих рядах сторонников радикального лидера и не затрагивает массы шиитов, которые сохраняют верность высшим религиозным авторитетам, призывающим к сдержанности.
Богатые шиитские кварталы и районы проживания представителей среднего класса в волнениях не участвовали. Бывший офицер, который, поддавшись настроению, записался было в мечети в "Армию Махди", признается, что отказался дать оружие своему единственному сыну и даже запретил ему выходить из дома.
Хозяин продуктового магазина Рахад Алами не скрывает неприязненного отношения к лидеру движения: "Муктада ас-Садр - это просто юнец с большими претензиями, который пытается доказать, что его армия что-то из себя представляет. Я уж точно не выйду на улицу, если американцы его арестуют. Аятолла Систани сказал, что насилие должно быть прекращено. Его нужно слушать, это мудрый человек и ученый".
Политический лидер. В отличие от суннитов, шииты имеют хорошо организованное духовенство со своей иерархией. Правоверные признают авторитет великих аятолл - знатоков ислама. Только они имеют право издавать фетвы, которым должны следовать все правоверные.
"Муктада ас-Садр не является ни аятоллой, ни муджтахидом (первая ступень шиитской иерархии. - Libération). Его отец был аятоллой, и он унаследовал сторонников своего отца, но сам он не является религиозным деятелем, это политический лидер", - говорит другой торговец.
Муктада ас-Садр, на которого выписан ордер на арест, подозреватется в причастности к трем преступлениям, в том числе к двум убийствам (в частности, к убийству в апреле 2003 года религиозного деятеля Абдель Маджида аль-Хои, зарезанного в священном городе Неджеф). Его также обвиняют в хищении денег.
"Чем уж он так силен, этот Муктада?" - улыбается Галеб аль-Мусави, главный редактор газеты "Аль-Адала", органа Высшего совета исламской революции в Ираке. "Шиитов - 16 миллионов. Он представляет лишь несколько десятков тысяч человек, которых мы видели на улицах. Свою подлинную силу шиты показали на процессиях в день Ашура, скоро мы увидим ее и на процессиях в Кербеле. Эта сила идет за аятоллой Систани". Впрочем, этот умеренный шиит не питает симпатий и к американским войскам: "Они сражаются с безумцами безумными методами. Обе стороны поддались на провокации".
Вооруженные отряды. Тем не менее умеренные шииты понимают обеспокоенность американцев. Движение Муктады ас-Садра привело к появлению "государства в государстве" со своими собственными вооруженными отрядами.
"Возьмите его исламские суды. Они не легитимны. В Ираке есть законы, и, если мы хотим, чтобы страна жила по шариату, решение об этом принимать парламенту, а не отдельному лицу. Это анархия", - говорит Галеб аль-Мусави. Тем не менее главный редактор газеты "Аль-Адала" полагает, что "какой-то компромисс найти нужно. Я думаю, что обе стороны это понимают и какие-то шаги в этом направлении делаются".
Тот факт, что вчера молодой религиозный лидер покинул мечеть в Куфе, где он находился с воскресенья, чтобы, как он сам сказал, "не допустить кровавой бани", можно интерпретировать как первый такой шаг. Впрочем, представитель его движения уже заявил, что действия, предпринятые с целью найти решение, не дали результата.
Умеренные шииты опасаются, главным образом, того, что из-за нынешних событий передача власти иракцам, намеченная на 30 июня, будет перенесена на более поздний срок. "К сожалению, эти события отвлекают внимание населения на второстепенные проблемы, тогда как главное - это вопросы о передаче суверенитета и о подготовке к выборам, на которых мы должны сохранять единство".