Охота продолжается. Михаил Ходорковский давно сидит в сибирской колонии, но российские прокуроры все еще не разобрались с ЮКОСом. Только что был задержан менеджер ЮКОСа Василий Алексанян. Его обвиняют в растрате и отмывании денежных средств. Лишь недавно Алексанян был назначен исполнительным вице-президентом. Соответственно, он должен был сыграть важную роль в попытке спасения остатков когда-то крупнейшего российского нефтяного концерна. Однако вопреки всем прежним утверждениям Кремля концерну, очевидно, предстоит сгинуть.
Уже больше года назад в результате принудительного аукциона основное нефтедобывающее предприятие ЮКОСа "Юганскнефтегаз" через подставную фирму перешло к конкуренту концерна, компании "Роснефть". В собственности ЮКОСа пока что находятся две дочерние нефтедобывающие фирмы "Самаранефть" и "Томскнефть", крупная сеть бензоколонок, а также акции "Сибнефти" и "Юганскнефтегаза". Предприятие, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, сможет, пожалуй, сохранять лишь малую толику этих сокровищ. ЮКОС - это символ строптивости, и этот символ должен исчезнуть.
Безусловно, с самого начала атака на Ходорковского предусматривала, в частности, вопрос о владении российскими сырьевыми ресурсами. Руководство страны, чуть ли не как само собой разумеющееся, считает нефть и газ стратегическим оружием. Россия должна обрести новую роль, и здесь сырье важнее, чем ракеты. Этим объясняется то значение, которое Кремль придает государственным концернам "Роснефть" и "Газпром". "Газпром" - это антипод ЮКОСа. Его центральный офис имеет непосредственную связь с Кремлем. Поэтому вопрос о ценах решает далеко не только рынок, а еще и власть.
Беззаботность некоторых немцев в их отношениях с "Газпромом" удивительна. С вводом в строй запланированного Северо-Европейского газопровода увеличится не только надежность снабжения энергоносителями, но и зависимость от них. "Газпром" - это не просто предприятие, частично принадлежащее государству. "Газпром" - это часть российского государства. Имея в своем составе медиа-холдинг, концерн распространяет не только газ, но и информацию - ту, которую Кремль считает правильной.
В свете этого весьма досадно, что бывший канцлер переходит на службу в "Газпром" в качестве председателя совета акционеров консорциума по строительству газопровода. Весьма сомнительно, действительно ли поручительство, предоставленное Федеративной Республикой газовому концерну так безобидно, как утверждает, например, Deutsche Bank. В надежности "Газпрома" как заемщика в общем-то сомневаться не приходится, однако его политическая роль внутри России и за ее рубежами требует прислушаться к голосу разума.