На нефтяных рынках возникла новая динамика, ввиду которой цены на нефть в ближайшие годы превысят прогнозы годичной давности, пишет в своей статье в The Financial Times Эд Морс, в прошлом помощник младшего госсекретаря США по международной энергетической политике в 1979-1981 годах.
Эти явления связаны с феноменом, который можно назвать "новой геополитикой" нефти, полагает автор. На его взгляд, 30-процентный рост цен с начала года объясняется скорее изменившимися ожиданиями участников рынка, чем основополагающими рыночными показателями, связанными со срывом поставок из Ливии, считает Морс.
По мнению Морса, уже вырисовываются три элемента новой геополитики.
Первый: во многих нефтедобывающих странах к давно известным факторам нестабильности (например, "демографический рост, высокая безработица, резкое имущественное неравенство") добавилось новое явление: взрыв народного недовольства сметает режимы и перекидывается на другие страны. Вероятность волнений в крупных нефтедобывающих странах сильно возросла, а значит, стал вероятнее "апокалиптический срыв поставок нефти", поясняет автор. Следовательно, надбавки за риск надолго останутся высокими.
Второй элемент: чтобы смягчить народное недовольство, нефтедобывающие страны радикально повышают расходы на социальную сферу: так, Саудовская Аравия потратит 125 млрд долларов - около 27% своего прошлогоднего ВВП. Отказаться от этих обязательств будет непросто, и тяга к росту цен на нефть станет перманентной, подчеркивает автор.
"Третий элемент: в ответ на требования предоставлять больше материальных благ внутри страны нефтедобытчики наверняка продолжат субсидировать отечественную промышленность и энергетику, что повысит внутренний спрос на нефть и сократит долю нефти, доступной для экспорта", - пишет автор.
По прогнозам Морса, панические настроения несколько ослабнут и нефть подешевеет к лету или концу года. В нынешнем году Армагеддон на нефтяных рынках маловероятен, но он, похоже, наступит гораздо раньше, чем казалось год назад, заключает автор.