Аварийные реакторы "Фукусимы" уже почти месяц заливают водой, отчаянно пытаясь предотвратить полное расплавление топлива, пишет Los Angeles Times, но решение одной проблемы породило другую. "Что делать с миллионами галлонов воды, которая после закачивания в реакторы стала высокорадиоактивной?" - вопрошают журналисты Джули Макинен и Ральф Вартабедян.
Из реакторов вода просачивается на нижние ярусы энергоблоков, образуя озера смертоносных отходов. Никто в точности не знает, как безопасно нейтрализовать ее, предостерегает газета. "Ничего подобного, в подобном масштабе, мы никогда раньше и не пытались делать", - пояснил Роберт Альварес, экс-заместитель министра энергетики США.
По оценкам японских властей, уже накопилось около 15 млн галлонов высокорадиоактивной воды и ежедневно прибавляются еще сотни тысяч. "В итоге высокорадиоактивные вещества, которые содержатся в воде, придется где-то надежно хранить, перерабатывать и отфильтровывать. Как говорят эксперты, эти задачи почти наверняка придется решать на специально спроектированном предприятии. Процесс дезактивации воды может занять несколько лет или даже десятилетий и обойтись в десятки миллиардов долларов", - говорится в статье.
Первостепенная проблема - где хранить всю эту воду, пока реакторы и резервуары с отработанным топливом не возьмут под контроль? Пару миллионов галлонов наименее загрязненной воды уже пришлось сбросить в океан, чтобы освободить место для более опасной. Но международное право запрещает сбрасывать радиоактивную воду в океан, если ее в принципе можно очистить технологическими методами. Оператор АЭС, компания Tepco, раздумывает об использовании барж, в том числе вместимостью 2,5 млн галлонов. Япония также попросила у России плавучую установку по переработке радиоактивных отходов "Сузуран" (российское название "Ландыш" - Прим. ред.).
Главное - уменьшить объемы воды: отфильтровать радиоактивные частицы и перевести их в твердое состояние, говорят американские и японские эксперты. Как это сделать? Единого мнения пока нет. Профессор университета Беркли Эдвард Морс рекомендует как можно скорее поместить воду в резервуар с бетонным дном и стенками, чтобы она испарялась естественным путем. Другие специалисты категорически не согласны: контакт воды с атмосферой чреват выбросами радиоактивного йода и других веществ. Вдобавок тритий от воды естественным путем не отделяется, необходим крайне дорогостоящий процесс переработки.
Рано или поздно радиоактивные отходы придется подвергнуть так называемому стеклованию и где-то захоронить. Где устроить это хранилище, японцы задумались только сейчас, отмечают авторы.