В феврале вступил в силу СНВ-3, и Россия и США уже обменялись информацией о своих силах, пишут в статье, опубликованной на сайте The New York Times, экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт и экс-министр иностранных дел РФ Игорь Иванов. "Мы должны воспользоваться этим позитивным импульсом и принять новые меры для снижения ядерных рисков и укрепления безопасности в мире", - призывают авторы.
Олбрайт и Иванов предлагают план действий. Первое - США и России следует вступить в переговоры о дальнейшем, до 1 тыс., сокращении оперативно-размещенных стратегических боезарядов, а также соответствующем сокращении носителей. Тем временем стороны могли бы выполнить условия СНВ-3 о сокращении арсеналов раньше, чем предписывает договор, - к 2014-2015 вместо 2018 года.
Второе: Москве и Вашингтону следует улучшить взаимопонимание по вопросам противоракетной обороны. США, НАТО и России следует стремиться к сотрудничеству в этой сфере. Так, на начальном этапе можно было бы создать совместный центр России и НАТО для согласования и анализа информации с радаров раннего предупреждения и космических средств наблюдения.
"Еще один важный шаг - возобновить и расширить совместные учения и испытания России и НАТО в сфере ПРО". По мнению авторов статьи, все эти меры поощрят взаимную транспарентность и доверие. В долгосрочном плане НАТО и России следует задуматься о более тесном объединении систем ПРО - например, о едином протоколе, на базе которого будут приниматься решения о пусках противоракет.
Третье: на переговорах о сокращении вооружений Вашингтону и Москве следует коснуться нестратегического ядерного оружия. Предварительно официальные лица России и США должны на консультациях договориться, какое оружие относится к категории "нестратегического", обменяться информацией о количестве, типе и дислокации вооружений, а также способах его хранения.
"На сокращение ядерных вооружений могут влиять побочные вопросы. Например, прогресс в ограничении обычных вооруженных сил в Европе наверняка поощрит переговоры о нестратегических ядерных вооружениях", - пишут авторы.
"Четвертое: контроль ядерных вооружений не может вечно оставаться исключительно предприятием России и США", - отмечают Олбрайт и Иванов, рекомендуя Москве и Вашингтону проконсультироваться с официальными лицами Великобритании, Франции и Китая о том, как сделать сокращение ядерных вооружений многосторонним процессом. "В дальнейшем в процесс следует вовлечь другие ядерные державы", - полагают ветераны политики.