"Сначала Россия отхватила кусок их страны. Теперь, к изумлению многих украинцев, Москва диктует им, как управлять оставшейся частью. Но лекции здесь не пройдут", - пишет Кэти Лэлли на страницах The Washington Post.
Россия настаивает на том, чтобы Украина приняла федеративную форму правления, что обеспечило бы регионам почти безграничные полномочия. Украинцы утверждают, что это способ сделать их уязвимыми для российского вмешательства и, в конечном итоге, разорвать страну на части. Как отмечают они, сама Россия никогда бы такого не потерпела.
"Вопрос федерализации абсолютно искусственный, - сказал Юрий Якименко, политолог Центра Разумкова в Киеве. - Это часть плана России по установлению контроля над Украиной и предотвращению ее интеграции в Европу".
По данным опроса Международного республиканского института - организации, которую спонсируют США, в целом 14% украинцев поддерживают федерализацию, передает журналистка. Идея федерализации более популярна на Юге (22%) и на Востоке Украины (26%). Опрос, в котором участвовал Крым, проводился с 14 по 26 марта.
Украина явно нуждается в децентрализации, утверждает Алексей Харан, профессор-политолог Национального университета Киевско-Могилянской академии. Города и села хотят реального самоуправления. Но федерализация? "Это идея, разработанная Кремлем как инструмент, чтобы расколоть Украину и противопоставить один регион другому", - сказал он.
Тем не менее, министр иностранных дел Сергей Лавров настаивал на своем, объясняя этот план в телевизионном интервью в Москве несколько дней назад, сказав, что федерализация дала бы каждому региону Украины широкие полномочия "в сфере экономики, финансов, культуры, языка, образования, внешнеэкономических и культурных связей с соседними странами или с регионами".
Явно разгневанное Министерство иностранных дел Украины на прошлой неделе тоже выразило недовольство, продолжает Лэлли. Российской стороне следовало бы обратить внимание на "катастрофическое состояние и полное бесправие собственных национальных меньшинств, в том числе украинского, прежде, чем диктовать свои ультимативные условия суверенной и независимой стране", - заявил МИД.
Как отметил Харан, сама Россия - федерация, и российская конституция гарантирует свободу слова и собраний, но на практике страна сильно централизована и свобода в ней ограничена.