Власти Южной Осетии планируют внести изменения в Конституцию и передать свои полномочия России, сообщает Пьер Авриль читателям Le Figaro.
Каждое утро 75-летний грузин Элизбар выгонял двух коров пастись в 200 м от своего дома, но теперь ему приходится менять привычки. Дело в том, что в середине марта российские бульдозеры начали выравнивать землю посреди поля, чтобы построить так называемый противопожарный барьер длиной 3,5 км. Вероятно, речь идет о дороге, которая отделит Грузию от Южной Осетии - марионеточной республики, контролируемой Москвой. Через несколько месяцев этот участок земли, скорее всего, станет линией границы, которую будут контролировать пограничные войска ФСБ, говорится в статье.
Создание этого "барьера" является одной из последних инициатив, предпринятых Москвой с целью демаркации своей территории после скоротечной войны с Грузией летом 2008 года, завершившейся в пользу России. С тех пор, несмотря на соглашения, подписанные под эгидой Франции и ЕС, Россия не отступила от своих позиций. Более того, наблюдатели ОБСЕ, ежедневно контролирующие границу, отмечают, что Москва продолжает укреплять позиции на территории. Кремль использует в своих интересах туманные формулировки времен СССР, когда Южная Осетия была простым "регионом " в составе Советского Союза, пишет корреспондент.
Спорная граница между Южной Осетией и Грузией имеет протяженность 380 км. Летом прошлого года Москва уже перенесла границу в районе деревни Тамарашени на 150 м южнее. "Проблема наиболее остро воспринимается крестьянами, которые видят, что их земли поделили надвое, они больше не имеют доступа к своим угодьям", - поясняет европейский чиновник, наблюдающий в бинокль за перемещениями российских пограничников.
Местный житель Давид Гагуешвили выступает против проекта, который представил три дня назад президент Южной Осетии Леонид Тибилов после встречи с Владимиром Путиным: осетинский президент намерен организовать референдум, чтобы потом передать Кремлю конституционные полномочия республики, пишет корреспондент.
"Референдум - это чушь, - говорит Давид. - Надо просто заставить русских прекратить свои операции, введя запрет на выезд российских граждан в Европу". Этот крестьянин рассчитывает на поддержку со стороны ЕС, а также на своих сограждан и правительство. Но грузинские власти, пусть и выступают за проевропейский курс, но не хотят резко осуждать шаги Кремля, поясняет Авриль.
"Мы осуществляем конструктивный подход и призываем соседа отказаться от агрессивной риторики. К сожалению, Россия не отвечает тем же, и ее политика в отношении интеграции Осетии не создает положительной динамики", - высказывает сожаление премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили. Оппозиция критикует правительство: "Правительство установило явную связь между своей политикой сближения с ЕС и восстановлением хороших отношений с Россией. Но две эти цели несовместимы", - заявляет Елена Хоштария, глава экспертной группы GRASS.
Осенью текущего года в Грузии состоятся парламентские выборы, и главное внимание будет уделено результатам, которых добьются пророссийские партии. Успехи этих партий и их возможный альянс в коалиционном правительстве с проевропейским большинством еще больше закрепит установленный Москвой порядок в Южной Осетии, заключает корреспондент.