Тегеран отверг резолюцию ООН, предписывающую заблокировать до 31 августа реализацию ядерной программы, и, бросая вызов мировому сообществу, заявил, что процесс обогащения урана будет ускорен. Кроме того, Иран готов в случае введения санкций использовать нефть как оружие.
Али Лариджани, главный переговорщик Тегерана по ядерной проблеме, передал ответ президента Махмуда Ахмадинежада на резолюцию 1696, принятую Советом Безопасности 2 августа - 14 голосов за и 1 против, - в которой содержалось предупреждение о том, что отказ от выполнения ультиматума приведет к введению экономических и дипломатических санкций. "Мы будем расширять ядерную технологию и увеличивать число каскадных центрифуг", - заявил Лариджани, по словам которого, "все это будет осуществляться под контролем ООН", иными словами, инспекторов МАГАТЭ, находящихся в Иране. Объединенные Нации должны знать, что принятая резолюция не сломит нашей решимости развивать мирную ядерную программу, на которую мы имеем право", - отметил советник Ахмадинежада, пугая угрозой использования нефти в качестве оружия в случае применения санкций. "Мы не хотим применять это оружие, - заявил он, - но будем защищать наши позиции в зависимости от того, какое решение примет ООН. Если будут введены санкции, то мы отреагируем болезненным для ООН образом, она должна думать о том, чтобы нанести ущерб нашим интересам без ответных мер с нашей стороны".
Одной из санкций, которые могут быть применены в отношении Ирана, является эмбарго на поставки ядерных и военных материалов, а также ограничения на поездки за рубеж политических лидеров и руководителей ядерной программы. Подтверждением опасений, высказываемых в ООН в отношении ядерной деятельности Тегерана, стала статья во вчерашнем номере лондонской Times, в которой рассказывается о существовании доклада ООН от 18 июля о перехвате в одном из портов Танзании груза урана-238, направлявшегося в порт Бендер-Аббас в Персидском заливе.
В статье приводятся данные о том, что таможенные власти Танзании 22 октября 2005 года выявили и пресекли поставку урана-238 из рудников Лубумбаши, Конго, осуществлявшуюся по железной дороге через Замбию с конечным пунктом доставки в Казахстане, откуда груз должен был быть доставлен в один из крупнейших иранских портов. Рудники Шинколобве, Лубумбаши, использовались для добычи урана, который в 1945 году Соединенные Штаты использовали для создания атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Официально рудники были закрыты в 1961 году, после обретения Конго независимости от Бельгии, но инспектора ООН уже давно подозревают, что эти рудники были вновь нелегально открыты. В 1999 году в прессу просочились сведения о том, что Северная Корея намеревалась открыть рудники в соответствии с договоренностью, достигнутой с действовавшим в то время правительством и властями Катанги (провинция, где расположен город Лубумбаши. - Прим. ред.).
Уран-238 из этих копей может быть использован для получения плутония, необходимого для создания ядерной бомбы. Власти Танзании проинформировали Вашингтон об обнаружении урана, который находился в нескольких контейнерах, вместе с редким сырьем, которое используется для производства микрочипов сотовых телефонов. Тревогу у таможенников вызвал высокий радиоактивный фон, и теперь все досье находится в руках председателя комитета ООН по санкциям Освальдо де Риверо.