Большинство экспертов сходятся во мнении, что прошлогодняя война между Россией и Грузией началась в ночь на 8 августа с тщательно спланированного массированного удара Грузии по Цхинвали, столице Южной Осетии, территории, получившей фактическую независимость от Грузии в результате кровопролитной гражданской войны два десятилетия назад, пишет The Christian Science Monitor.
Российские войска быстро обратили грузин в бегство и заняли ряд грузинских городов, таких как Гори, в которых уничтожили грузинское оружие, напоминает автор статьи Фред Вейр.
Многие эксперты утверждают, что президент Грузии Михаил Саакашвили просто дал России повод, который она давно ждала. И хотя Россия, возможно, и выиграла войну, она проявила при этом слабость своей нереформированной военной машины постсоветской эпохи. Она также получила две зависимые территории, которые дорого ей обходятся - Южную Осетию и Абхазию - чью номинальную независимость не признала ни одна страна в мире, кроме России и Никарагуа.
Некоторые эксперты утверждают, что маленькая республика с населением около 60 тысяч человек стала экономическим бременем. Российские войска после войны полностью перекрыли границу Южной Осетии с Грузией, остановив некогда процветавшую торговлю между ними. Торговля через туннель, соединяющий Южную Осетию с Россией, скудная.
Представители Южной Осетии отвергают эти соображения, утверждая, что территория скоро станет экономически жизнеспособной.
Война также могла подорвать более широкую энергетическую стратегию России, напугав ее соседей и заставив Евросоюз двигаться более решительно к газопроводному проекту Nabucco по поставке газа из Центральной Азии на западные рынки в обход России.
Даже главный выигрыш России от войны, отсрочка расширения НАТО на постсоветском пространстве, по словам некоторых аналитиков, представляется не столь уж внушительным.
"Россия остановилась слишком рано и не получила свое", - утверждает влиятельный российский ультранационалист Александр Дугин.
Он полагает, что попытки США "окружить Россию" путем привлечения Грузии и Украины в западный военный альянс продолжатся. "Мы выиграли битву в Грузии в прошлом году, но не выиграли войну", - считает он.