Позор - самое мучительное из негативных чувств, которые можно испытывать в отношении своей страны, замечает в блоге на сайте The New York Times журналистка Маша Гессен. "Справедливое негодование побуждает к действию, скорбь порождает солидарность, даже страх может сплачивать людей. Но позор не просто вселяет желание выскочить из собственной кожи - он означает, что ты уже фактически выскочил из "кожи" своей родины", - поясняет она.
По словам Гессен, впервые она лично почувствовала позор в прошлом году, когда американский активист лейтенант Дэн Чой пытался принять участие в неразрешенном гей-параде в Москве, но был уведен полицией. "Многие мои друзья из других стран смотрят этот видеоролик и думают, что я живу в отсталой стране", - пишет Гессен.
Те же чувства Гессен испытывает и в связи с процессом над участницами Pussy Riot. По ее мнению, сравнения с испанской инквизицией, охотой на ведьм и сталинскими показательными процессами - "слишком много чести". Инквизиторы и даже сталинские палачи верили в свои убеждения, "но в московском суде сегодня имеет место бесстрастная, циничная пародия на правосудие", утверждает автор. Так, судья, "видимо, считает, что одержимость дьяволом - имеющий силу медицинский диагноз".
Чувство позора порождает отчужденность. "Того-то и хотят чиновники - чтобы люди типа меня чувствовали себя чужаками на этом судебном разбирательстве и в этой стране. И это обстоятельство - единственное, что все же дает мне шанс на переход к справедливому негодованию", - заключает автор.