Годы, проведенные Бараком Обамой на Гавайских островах, сформировали его личность. Чтобы лучше узнать первого чернокожего президента США с малоизвестной стороны, корреспондент Le Temps Стефан Бюссар отправился на Гавайи и поговорил с теми, кто знал его в детстве.
Барак Обама не всегда мог свободно говорить о своей малой родине, отмечает автор. Выступая на Демократической национальной конвенции 2008 года после выдвижения его кандидатом в президенты, он ни обмолвился о Гавайях ни словом. Дело в том, что в Вашингтоне 50-й и самый "молодой" штат по-прежнему воспринимается преимущественно как курорт, и его соперники не преминули этим воспользоваться, говорится в статье.
В частности, Джон Маккейн рисовал образ Обамы как представителя элиты, проводящего выходные на частном гавайском пляже. Марк Пенн, главный стратег предвыборной кампании Хиллари Клинтон, в свою очередь, называл гавайское происхождение Обамы "его большой слабостью". "Его приверженность американской культуре и главным американским ценностям представляется, по меньшей мере, ограниченной, - приводит слова Пенна журналист. - Я не могу себе представить, что в военное время граждане США могут выбрать президента, который по своему образу мыслей и ценностям не стопроцентный американец".
Действительно, знакомство с Гавайями проливает свет на личность Обамы, который сам себя назвал "первым тихоокеанским президентом США". "Нельзя по-настоящему понять Барака, не поняв Гавайи", - утверждает первая леди Мишель Обама.
Сводная сестра президента Майа Соэторо-Нг с ней согласна: "Барак видит Соединенные Штаты как страну, которая непрерывно изобретает себя заново. Свою роль он видит в том, чтобы быть источником изменений. Это очень гавайское видение мира". "Чикаго - это город, в котором он стал политиком, общественным организатором, активистом, тогда как Гавайи - это история любви, привязанности и дружбы", - говорит Соэторо-Нг.
По воспоминаниям учителя будущего президента Эрика Кусуноки, в школе Обама, которого тогда все звали "Барри", вел себя скромно. Он любил сначала выслушать ответы других учеников, а потом удивить всех своими комментариями.
После избрания Обамы президентом Кусуноки не устоял перед искушением и поехал на экскурсию в Белый дом, где встретил своего бывшего ученика. Он очень гордится тем, что президент уделил ему целых 15 минут своего драгоценного времени, хотя именно в тот день в Мексиканском заливе растекалось нефтяное пятно из-за аварии на вышке British Petroleum.
Одноклассница Обамы Бернис Бауэрс уверена, что проведенное на островах детство повлияло не только на личность 44-го президента США, но и на его политику. "Взять хотя бы реформу здравоохранения, - приводит издание аргументы Бауэрс. - Она воплощает заботу жителей Гавайев о пожилых людях. Она также отражает чувства, которые Барри испытывал, когда его матери, несмотря на рак, приходилось до последнего бороться со страховыми компаниями".
Бауэрс рассказала, как с удивлением прочла в книге Обамы "Мечты моего отца" (Dreams from my Father) о трудностях, с которыми во времена его молодости сталкивались чернокожие жители Гавайев. Сам Обама - метис (его мать Стэнли Энн Данхэм была белой), то есть у него не должно было возникнуть проблем с интеграцией. Однако будущий американский президент предпочел, чтобы к нему относились как к чернокожему. Обама признал, что не хотел располагать к себе белое население за счет своей матери.
По мнению Бюссара, именно внутренний кризис самоопределения, усугубленный тем, что отец-кениец бросил мать Обамы, когда тому было меньше года, привел к тому, что он попробовал наркотики - марихуану и кокаин. Сам Обама впоследствии называл этот этап в жизни серьезной ошибкой, сообщается в публикации.