Теневая экономика играет по своим правилам
Когда нелегальные киевские менялы в понедельник узнали, что Национальный банк Украины планирует частично отменить жесткие ограничения, введенные на прошлой неделе, в разгар политического кризиса, они только пожали плечами.
Саша, который после нескольких телефонных звонков согласился на разговор на условиях анонимности и встретился со мной на заднем сиденье неописуемого автомобиля на окраине Киева, утверждает, что он - один из 100 крупнейших нелегальных менял, действующих в столице.
Формально Саша, которому, по его словам, 33 года, работает шофером. Неофициально он руководит бизнесом по нелегальному обмену денег, сферой теневой экономики, которую Национальный банк Украины не может контролировать.
Бывают дни, говорит Саша, когда он оборачивает до 300 тыс. долларов.
"Я когда-то играл по банковским правилам. Но перестал", - сказал он. Он одет скромно, никаких вещей от модных дизайнеров, которыми хвастаются киевские нувориши.
По банковским правилам, обменные пункты при покупке и продаже валюты могут выходить за рамки официального курса на 2%. Объем ежедневных сделок ограничен несколькими тысячами долларов.
Несмотря на ограничения, Саша сначала решил попытать счастья с официальными пунктами. По его словам, он создал мелкую компанию и приобрел "сеть серьезных клиентов, заинтересованных в обмене крупных сумм", гораздо больших, чем 10-20 долларов, типичные для обменных пунктов.
Со временем его "достали" ограничения и коррупция. Он не хотел платить милиции, обеспечивающей безопасность, и отделу по борьбе с экономическими преступлениями, работающему в тесном сотрудничестве с Национальным банком Украины (НБУ).
"Власти все время хотели узнать, не нарушаем ли мы закон", - сказал он. Он бросил компанию, забрал с собой клиентов и ушел в подполье.
Подпольная "банковская система" процветает в стране, которую международные финансовые организации критикуют за коррупцию. Банк попытался ввести сравнительно жесткую финансовую политику, а в период кризиса попробовал сдержать крупную утечку капиталов.
Для Саши кризисы, подобные нынешнему, всегда преимущество. "Бизнесу нужна валюта, много валюты", - заявил он.
На прошлой неделе банк отреагировал на кризис введением ограничений на сделки с валютой. Банкиры опасались, что, чем дольше Верховный суд будет рассматривать проведение второго тура президентских выборов, который оппозиция называет сфальсифицированным, тем сильнее будет политическая нестабильность. Они боялись, что люди начнут забирать валютные и даже обычные вклады. Именно так и произошло.
На прошлой неделе банк сообщил об утечке 1,2 млрд долларов. Хотя его резервы составляют 10,4 млрд долларов, которых достаточно, чтобы на протяжении трех месяцев оплачивать импорт, он решил, что не может рисковать. И ввел ограничения.
Компаниям разрешили ежемесячно брать 80 тыс. гривен (курс местной валюты к доллару составляет 1 к 5,41). В эту сумму не входят зарплаты и инвестиции. Владельцы личных счетов могли брать 1,5 тыс. гривен (277 долларов) в день - большая сумма, если учесть, что средняя зарплата не превышает 200 долларов. Доступ к иностранной валюте был жестко ограничен. Неудивительно, что черный рынок начал набирать обороты.
В понедельник банк смягчился. Повторное голосование назначено на 26 декабря. Банк хочет помешать процветанию черного рынка, который оттягивает резервы и увеличивает инфляцию.
В первом полугодии инфляция составила около 6%. Но в последнее время она увеличилась до 9%, в немалой степени из-за того, что премьер-министр Виктор Янукович в ходе президентской кампании пообещал повысить минимальную зарплату и вдвое увеличить пенсии 11 млн пенсионеров.
"Эти расходы не были заложены в бюджетный прогноз 2004 года", - заявил на условиях анонимности европейский экономист, находящийся в Киеве.
"Это чревато большими проблемами с дефицитом и инфляцией. НБУ в ярости из-за того, как Янукович подорвал его финансовую политику".
Сашу, похоже, не волнуют дефицит, инфляция и экономическая политика. Он говорит, что намерен заниматься бизнесом по своим правилам.
И если то, что в удачные дни его оборот достигает 300 тыс. долларов, правда, это означает, что он и другие менялы создали доходную параллельную экономику, которая каждый день не дает 30 млн долларов пройти через банковские сейфы и резервы.