Холодная война закончилась пятнадцать лет назад, но ее последствия до сих пор дают о себе знать на европейском континенте. Вчера, завершая работу в Любляне (Словения), Совет министров иностранных дел стран - членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) констатировал - как и можно было предвидеть - разногласия между участниками встречи. Уже третий год подряд они не смогли согласовать текст итоговой декларации. Организация, в которую входят 55 стран "от Ванкувера до Владивостока" и которая принимает решения на основе консенсуса, надеялась разблокировать скрытый российско-американский конфликт, парализовавший ее в 2005 году.
В основе этой ссоры лежит данное Россией в 1999 году, на последнем саммите ОБСЕ в Стамбуле, обещание вывести свои войска из двух стран, подтачиваемых ирредентистскими и пророссийскими движениями, - Молдавии и Грузии. Уже шесть с половиной лет Москва отказывается выполнять "стамбульские обязательства" на том основании, что, как заявляет ее министр иностранных дел Сергей Лавров, "для этого еще нет условий". Ситуацию вокруг Молдавии можно назвать тупиковой. США, поддержанные многими делегациями, отказались подписывать итоговую декларацию, в которой не упоминалось о Стамбуле. "Мы не поступимся нашими принципами ради документа", - заявил газете Le Figaro заместитель американского госсекретаря Николас Бернс.
По второму пункту разногласий между Россией и странами Запада - вопросу о миссиях наблюдателей на выборах - принципиальное согласие достигнуто. Но в сущности вопрос не решен: Кремль обвиняет наблюдателей в пристрастности и косвенном участии в свержении или дестабилизации ряда авторитарных режимов (в Узбекистане и Киргизии - в 2005 году, на Украине - в 2004 году, в Грузии - в 2003 году). В защиту обвиняемого - Международного бюро по демократизации и правам человека (МБДП), базирующегося в Варшаве - рьяно выступают ЕС и Вашингтон, считающий это учреждение "всемирно признанным авторитетом в области выборного мониторинга".
Соглашение по Косово не достигнуто
55 делегаций договорились о "дорожной карте" реформирования ОБСЕ, призванного сделать ее "более эффективной и прозрачной". В этом направлении в Любляне был достигнут прогресс. Многообещающим является пример Грузии, которая 30 мая подписала с Москвой соглашение о скором закрытии российских баз. Что касается другого "замороженного конфликта" - ситуации в Нагорном Карабахе, гористом районе Азербайджана, с 1993 года оккупированном Арменией, то ОБСЕ рассчитывает "не упустить возможность" его урегулирования в 2006 году, когда в обеих странах не будет никаких выборов, а значит, не будет опасности всплеска националистических настроений.
Но никакого соглашения не достигнуто по Косово, окончательный статус которого должен быть определен в 2006 году. Поскольку Сербия и Черногория является членом ОБСЕ - в отличие от албаноязычной провинции, с 1999 года находящейся под управлением ООН, "принимать документ, заходящий слишком далеко в сохранении статус-кво, было бы слишком опасно", - отмечает один из западных дипломатов. Между тем косовары говорят только о независимости. Будучи приверженцами метода Куэ, европейские дипломаты предпочитают радоваться прогрессу, достигнутому в некоторых областях. Об этом свидетельствуют 22 резолюции, принятые вчера - в частности, о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, о толерантности, о недопущении дискриминации и о борьбе с торговлей людьми. "ОБСЕ не больна, - говорит Николас Бернс, возражая своему российскому коллеге. - Она остается ценным и необходимым учреждением и, конечно, не нуждается в приеме у психоаналитика".