RTL Group в цензурном скандале на частном российском телеканале
В понедельник вечером у руководителя информационной службы Елены Федоровой лопнуло терпение. Она и некоторые другие ведущие журналисты российской частной телекомпании Ren-TV написали заявления об уходе. Основание: цензура и тотальный контроль. Федорова тем самым упредила свое увольнение. В конце ноября она выступила с публичной критикой действий администрации телеканала в отношении популярной ведущей информационной программы "24" Ольги Романовой, которой сотрудники службы безопасности преградили путь в телестудию.
Причина заключалась в том, что, выступая по радио, Романова резко высказалась против вмешательств новых собственников в программную политику Ren-TV. Ren-TV, единственный из российских телеканалов, планировал выпустить в эфир сюжет о скандальном оправдательном приговоре сыну Сергея Иванова, министра обороны и близкого друга Путина. Его шикарный лимузин на умопомрачительной скорости пересек переход-зебру на красный свет и при этом сбил женщину, которая от полученных травм скончалась на месте. Программная дирекция срочно сняла сюжет с эфира.
Критические материалы отправлялись на полку и прежде, так и не выйдя в эфир. Ведь Ren-TV, последнее на российском телевизионном рынке прибежище свободного информационного вещания, вместе со сменой собственников, которая произошла летом, потерял свою остроту и через новый формат - официоз, развлекательные программы и мыльные оперы - подстраивается под стиль конкурентов, причесанных под одну гребенку. Именно такого поворота не хотели и опасались создатели и многолетние владельцы телеканала Лесневские, когда на них возросло давление сверху. Семья Лесневских, одни из зачинателей критической журналистики в стране, вынуждены были расстаться с телеканалом.
По 35% акций телекомпании с лета принадлежат двум близким государству концернам, не имеющим какого-либо опыта в сфере средств массовой информации. Оставшиеся 30% приобрела компания RTL, чьи информационные программы обращены скорее к зрителю, равнодушному к политике. Именно такая перспектива теперь и у новостей Ren-TV. RTL, по словам здешнего эксперта в области СМИ, получила согласие на покупку акций Ren-TV (сенсация в России, где последовательно придерживаются монополии на информацию и всегда отвергают соответствующие претензии Запада), так как Кремль в своем стремлении к единообразному телевизионному ландшафту мог допустить на него только западную компанию с определенной репутацией. RTL должна была знать об этом хотя бы в общих чертах. Больших денег на Ren-TV не сделаешь. Слабый сигнал телеканала принимается даже не по всей Москве. Однако после скандала с цензурой речь уже идет не об извлечении прибыли, а о минимизации ущерба.
Пожалуй, именно поэтому представитель RTL Group сказал в Люксембурге нашему корреспонденту, что у концерна в Москве нет представителя, который мог бы заняться этим делом. Журналисты Ren-TV так не считают: Ральф Зибеналлер был представлен им как полномочный представитель. Другое дело, что без знания русского языка и понимания внутренней политики он был вынужден уступить программную политику новому генеральному директору телеканала Александру Орджоникидзе, выпускнику МГИМО, института, который считается кузницей кадров для внешней разведки.
Орджоникидзе, говорят на Ren-TV, мало что понимает в телевидении вообще и в новостях в частности, зато у него отличные связи с бывшими чекистами из питерского окружения Путина. Он, и в этом его упрекают, принес на телеканал атмосферу страха и недоверия. Его собственное мнение по этому поводу услышать так и не удалось - по телефону он недоступен.