Ответом на безоговорочную победу на выборах 2 декабря "Единой России" президента Владимира Путина стал скромный хор критических голосов с Запада. Представитель Германии сказал, что выборы были "несвободными, нечестными, недемократическими". США призвали к расследованию всех имевших место нарушений. Однако тот факт, что Западу потребовалось дождаться дня выборов, чтобы обратить внимание на прорву сообщений о выборных фальсификациях и запугивании избирателей, уподобляет его капитану Рено из фильма "Касабланка": Запад будто бы внезапно - ужас, ужас! - узнал о том, что в России практикуется надувательство на выборах.
А ведь выборы стали всего лишь последней стадией процесса, при помощи которого президент России сконцентрировал власть в своих руках. В следующем году Путин должен освободить президентское кресло, но он намекнул, что останется неким "национальным лидером". Все это Запад мог бы предвидеть еще в 2001 году, когда Путин начал подчинять государству национальные новостные телеканалы, или незадолго до выборов, когда были ужесточены условия прохождения партий в Думу. Но, какими бы невероятными ни казались результаты выборов (так, в объятой войной Чечне партия Путина получила 99% голосов при 99-процентной явке), Путин выиграл их потому, что он, несомненно, очень популярен.
Запад не станет возмущаться по поводу этих выборов ни слишком громко, ни слишком долго. Российский природный газ все еще жизненно необходим Европе. Соединенные Штаты находятся во власти иллюзий, что Путин может быть надежным партнером, например, в разрешении вопроса о введении санкций против Ирана. Сегодняшний критицизм сойдет на нет, а Путин и западные лидеры продолжат переговоры об энергоносителях, торговле, международных отношениях. Что бы ни творилось внутри России, ныне она является слишком важным игроком, чтобы ее можно было просто выставить на мороз.